Перепись рогов и копыт

Корреспондент "СБ" провел день в лесу, подсчитывая зайцев Зверобой или Дерсу Узала от такой командировки не отказались бы ни за что! Зверя они знали, а следы умели читать лучше, чем некоторые из нас кириллицей.
Корреспондент "СБ" провел день в лесу, подсчитывая зайцев

Зверобой или Дерсу Узала от такой командировки не отказались бы ни за что! Зверя они знали, а следы умели читать лучше, чем некоторые из нас кириллицей. Но оказалось, что отпечатки лап и копыт на снегу важны не только для охотников. Подсчет следов - самый доступный и достоверный (хотя погрешность может достигать 15 - 40 процентов!) метод определить, сколько животных обитает в лесу.

Ежегодно охотхозяйства именно таким способом проводят учет численности диких зверей, а затем предоставляют эту информацию в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. По статистике, в наших лесах насчитывается более 16 тысяч лосей, 35 тысяч кабанов, 33 тысяч бобров и 1.200 волков. Но в этом году специалисты решили уточнить эти цифры и провести самую серьезную перепись. Егеря и охотоведы прошли по заранее намеченным маршрутам, зорко поглядывая по сторонам и в точности отмечая цепочки следов животных, их количество и направление. В одном из охотхозяйств Любанского района считал отпечатки на снегу и я.

...В 9 утра "уазик" привез меня с Александром Малашуком, инженером по охотничьему хозяйству Любанского лесхоза, к началу нашего маршрута. Мы надели лыжи и отправились в путь.

Оказалось, что по следам опытный человек может узнать о звере практически все. Лиса это или куница, сколько ей лет, гнался ли за ней кто-нибудь или шла она спокойным шагом, сколько времени прошло с тех пор, как она здесь побывала, и т.д. "Есть, например, жировочный след - это когда животное ищет себе пропитание, - объяснял Александр Малашук. - Тогда след неторопливый, рыскающий из стороны в сторону, от куста к кусту. Есть след миграции - когда животное пересекает местность по прямой, чтобы быстрее попасть к месту назначения. Есть отпечатки, по которым можно определить, что зверь чувствует опасность и скрывается, - размеры прыжков становятся большими, зверь переходит с шага или рыси на галоп. По следу видно, что у кого-то переломана лапа или кто-то ранен".

Протопав положенные 15 км, ни одного животного за весь день я так и не увидел. Но по обилию следов убедился, что зверь в лесах есть. Данные по Любанскому лесхозу показали, что почти все виды увеличили свою популяцию по сравнению с прошлым годом. Теперь эти цифры будут еще перепроверяться и уточняться. Но, судя по всему, на протяжении последних 4 лет численность зверья в лесхозе растет...

Ну а сколько у нас вообще животных, выяснится к марту, когда будут полностью обработаны данные об учетах, проведенных в лесных угодьях всей страны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter