Переоценка

Кто и зачем «задирает» цены?

Кто и зачем «задирает» цены?


На прошлой неделе специалисты Министерства экономики, Министерства торговли и Комитета государственного контроля начали проверять обоснованность цен в магазинах и на рынках. Оказалось, что во многих случаях продавцы устанавливают цены на колбасу, мандарины, кофе, рыбу и прочие ходовые товары «с потолка», беспардонно наживаясь на встревоженных «нехорошими слухами» покупателях. Проверки показали, что ценники на некоторые товары завышены на 70 процентов... В итоге кто–то схлопотал штраф. Кому–то грозит лишение лицензии «за нарушение порядка ценообразования». Каковы последствия суровых мер?


По словам замдиректора департамента ценовой политики Минэкономики Александра Курильчика, сейчас цены «откатываются» назад. По некоторым позициям снижение составляет от 7 до 15 процентов. На этой неделе рейды по магазинам и рынкам закончатся. Продолжатся ли они в будущем — зависит от решения Правительства. «Думаю, после ухода ревизоров с рынков цены не пойдут опять вверх, — считает А.Курильчик. — В любом случае мы будем проводить мониторинг и фиксировать динамику...»


В том, что ситуация с ценами вернется в нормальное русло, уверен и председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин: «Если, например, филе хека в магазине стоит 14 тысяч рублей за килограмм, а на рынке 19 тысяч, то покупатель, конечно же, купит рыбу там, где дешевле. А тот, кто «задрал» цену на свой товар, будет вынужден ее снизить. То есть начинает работать рыночный закон спроса и предложения».


Почему же этот строгий закон дал сбой в первые дни января?


По словам А.Калинина, многие предприятия–импортеры не успели поменять рубли на доллары или евро, чтобы купить новую партию товара. Из–за этого они, по сути, потеряли 20 процентов оборотного капитала. Чтобы компенсировать убытки — повысили цены. Кроме того, подорожание товаров подогрели слухи о новой девальвации. В них поспешили поверить не только те, кто покупает продукцию, но и те, кто поставляет и продает...


Впрочем, в некоторых случаях за новыми «прайсами» стояли, похоже, не попытки что–то компенсировать, а элементарная жадность. И не всегда коммерсантов, но еще и рядовых работников торговли. Вот что рассказала Анна Кищук, директор оптово–розничного предприятия, которое занимается торговлей колбасами на Комаровском рынке:


— В документах цены на нашу продукцию остались прежними. Но на прилавке они были совсем другими. Их «нарисовали» сами продавцы. Разница между ценами, указанными в накладных, и теми, которые были на прилавке, шла не в кассу, а в их собственный карман. Кстати, совет покупателям: если вам кажется, что цена искусственно завышена, требуйте у продавца накладную!


Анна Кищук признает, что в махинациях с ценами на колбасу есть и ее вина: «Не проконтролировала, недосмотрела». Но считает, что штраф, выписанный ей ревизорами — 1 млн. 400 тыс. рублей, — не совсем справедлив. «Столько платить за чужие нарушения больно!»


Но штрафы, даже большие, можно как–то пережить. А вот лишение лицензии — означает конец бизнеса. В Министерстве экономики пока затрудняются сказать, сколько торговых предприятий и предпринимателей будут лишены права продолжать работу. Хотя интересны не столько цифры, сколько ответ на принципиальный вопрос: нужно ли сегодня лишать работы тех, кто согрешил манипуляциями с ценниками? Да, за такие «фокусы» надо наказывать. Но выход ли в ликвидации скомпрометировавшего себя бизнеса? Наказания, думается, дают эффект, когда воспитывают, а не уничтожают...


Реверс


У каждой проблемы, как у медали, есть две стороны — аверс и реверс. Ситуацию с ценами тоже нельзя воспринимать однобоко. Да, многие товары резко подорожали по причинам иной раз иррациональным, далеким от экономики. Это побудило контролеров отправиться в рейды. Однако последние проверки вовсе не означают, что либерализация ценообразования отменяется. Напротив, регулирование цен будет сокращаться. И ничего страшного в этом нет! Во многих странах цены сбивают не чиновники, а рынок: жесткая конкуренция производителей и продавцов. Функция государства сводится не к утверждению различных индексов и нормативов (эффект от такой практики весьма сомнительный: по словам самих представителей Минэкономики, «регулируемые» цены на многие белорусские товары достигли своего предела). А — к строгому антимонопольному контролю.


Вот что по этому поводу сказал «СБ» замдиректора департамента ценовой политики Александр Курильчик: «У нас какую сферу ни возьми, всюду проявляются признаки монополизма. И именно на борьбе с монополиями мы намерены сосредоточить свои усилия. Так, как этого требует мировая практика».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter