Перенаселенность Меркурия

Закончился прием документов на перерегистрацию ИП в УП на льготных основаниях. В мае—июне Министерство экономики прогнозировало, что превратиться в юрлицо по упрощенной схеме пожелают около 50—60 тысяч предпринимателей. Реальные цифры оказались скромнее

Недавно закончился прием документов на перерегистрацию ИП в унитарные предприятия на льготных основаниях. В мае—июне Министерство экономики прогнозировало, что превратиться в юридическое лицо по упрощенной схеме пожелают около 50—60 тысяч индивидуальных предпринимателей. Реальные цифры оказались скромнее. 

Всего чуть более 5% ипэшников решили поменять статус своего бизнеса. Некоторые аналитики тут же радостно заявили о провале реформы. Впрочем, они же провалу успешно и способствовали, постоянно муссируя слухи, то о продлении сроков перерегистрации, то об отмене некоторых положений Указа № 760. Как ни удивительно, почти полгода предприниматели ориентировались именно на эти частные субъективные мнения. И игнорировали заявления заместителя министра экономики Андрея Тура, который не раз повторял: правила игры определены и кардинально меняться не будут. Так на кого теперь обижаться опоздавшим? Наверное, исключительно на самих себя. Ведь строить-то бизнес необходимо на реальной информации, а не на домыслах… 

Из 203 тысяч работающих в стране индивидуалов уже трансформировалось в частное унитарное предприятие (ЧУП) 1681. Документы на перерегистрацию подали 9348 ИП. Сработала привычка. Это свежие данные Министерства экономики Беларуси. Таким образом, общее число тех, кто поменяет статус, составит около 11 тысяч, то есть лишь около 5,5 %. Конечно, эксперты ожидали от коммерсантов большей активности, но бизнес – дело добровольное. Видимо, большинство ипэшников решили трансформироваться в семейные предприятия или вообще свернуть свою деятельность. И ничего страшного для экономики в этом нет. 

На примеры Запада с его 30—50 % ВВП, который приходится на малые и средние предприятия, кивать неэтично. Там большинство небольших предприятий занимаются либо услугами, либо производством. Например, в Италии около 200 компаний занимается пошивом обуви, а на каждом предприятии работает в среднем 15—20 человек. Около 70 % одежды под брендом «Diesel» шьют на давальческом сырье семейные предприятия на севере Апеннин. В Беларуси же, по некоторым оценкам, около 80 % индивидуальных предпринимателей и 60 % малых предприятий работает в сфере оптовой и розничной торговли. Получается, что ремеслом Меркурия в стране так или иначе занимается около полумиллиона человек. Круто, при общем количестве трудоспособного населения в 4,5 миллиона человек. 

Всех торговцев реальный сектор уже не может прокормить. Перейдем от эмоций на язык цифр. За 2006 год, по оценкам Министерства статистики и анализа, совокупные доходы населения составили около 47 триллионов рублей. Из них на оплату услуг, в том числе и коммунальных, белорусы в среднем тратят чуть больше 21 % этой суммы. Максимальный объем потребительского рынка составляет не более 35—37 триллионов рублей. И это при условии, что белорусы не будут откладывать на черный день. Вроде бы получается неплохой оборот для торговцев. Но в самом деле на каждого реализатора приходится оборот всего в 2—3 тысячи долларов в месяц. Значит, при торговой наценке даже в 50 % валовой доход составляет 1—1,5 тысячи долларов. Но в с этих денег еще необходимо заплатить за транспортировку товара, его хранение, арендовать и содержать торговые площади, платить налоги… Расходов немало, а поэтому на жизнь остается всего ничего. Либо торговцы слишком непритязательны, чтобы довольствоваться месячной зарплатой в 2—3 сотни долларов, либо накручивают приличные суммы, выстраивая длинные посреднические цепочки между производителем и потребителем. Возможно, поэтому и цены у нас на рынках, прямо скажем, высоковаты. 

Кстати, на крупных предприятиях на каждого работника приходится годовой оборот в 80—150 тысяч долларов. В несколько раз больше, чем на среднего торговца. Так, возможно, ряду предпринимателей пора переквалифицироваться в обычных наемных работников. И толку больше будет и стране, и семье – зарплаты квалифицированных работников сегодня зачастую выше, чем у реализаторов на рынке. И значительно. А если люди делать ничего не умеют: ни бизнесом цивилизованно заниматься, ни руками или интеллектом зарабатывать – это их проблемы. И законодательные нормы тут ни при чем. В конце концов хочется вспомнить про законы рынка, которые распространяются и на трудовые ресурсы: дороже стоит специалист, который пользуется спросом. А конъюнктура рынка сегодня сложилась явно не в пользу мелкого примитивного торгового предпринимательства… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter