Перемоем косточки?

Остеопороз — четвертая в рейтинге медиков глобальная угроза
Остеопороз — четвертая в рейтинге медиков глобальная угроза

Вот бы удивилась изящная блондинка с голубыми глазами, пролистывающая «СБ» за чашкой кофе с сигаретой, если бы узнала, что ее тайный враг — остеопороз. И очень может быть, что через пару десятилетий ее кости, изуродованные большими, как в дорогом сыре, дырками, будут не прочнее яичной скорлупы. А сама безупречная красавица пополнит список миллионов страждущих, зарабатывающих себе переломы буквально на ровном месте. Болезнь хрупкого скелета тем и коварна, что подкрадывается тихо и незаметно. Но уж если подкралась — ждите беды.

Об остеопорозе как о самостоятельном заболевании заговорили четверть века назад, зато — во весь голос. Только перелом шейки бедра через 20 лет, по прогнозам, будет ежегодно укладывать на больничную койку по 2,5 млн. землян. В основном женщин пенсионного возраста (у них запасы солей кальция в скелете тают после менопаузы, как шагреневая кожа). И перед каждой третьей пострадавшей замаячит перспектива погибнуть в течение года от осложнений перелома, как это происходит сейчас. «Эх, доктор, кабы знал, что так буду мучиться, жил бы по–другому», — часто жалуются больные Эмме Руденко, доктору медицинских наук, профессору кафедры кардиологии и ревматологии БелМАПО, председателю Белорусского общественного объединения «Победим остеопороз вместе». Как остановить нашего «тайного врага», пока он не перешел в наступление, специально для читателей «СБ» Эмма Владимировна рассказала во всех подробностях.

Седина — в бороду, остеопороз — в ребро

Вы сами можете заподозрить неладное по сигналам, которые подает организм.

Изменилась походка: вы начали ходить вперевалочку, мелкими шажками.

Без видимой причины одолевают боли в костях, особенно в области поясницы и тазобедренного сустава, причем недомогание усиливается, если вы стоите более получаса.

Стали ломкими ногти, испортились зубы, истончается кожа, появилась ранняя седина.

Нарушилась осанка вплоть до образования «старческого» горба.

Где искать правду?

Глубоко проблемой остеопороза занимаются три врача: гинеколог, эндокринолог и ревматолог, а осложнениями болезни — невролог и травматолог. В принципе, дисбаланс в обмене веществ можно установить по специальному биохимическому анализу крови или мочи. Более точную картину дает рентгенография, но только на поздних этапах, когда кальций из костной ткани вымыт уже на треть. Есть еще ультразвуковые приборы (в Витебске, Солигорске, Могилеве и в диспансере спортивной медицины), с помощью которых можно установить, снижается прочность кости или нет. Сегодня в Беларуси внедряется «золотой стандарт» диагностики остеопороза — денситометры, они позволяют врачу забить тревогу даже тогда, когда тучи над пациентом лишь собираются. Три таких аппарата уже работают — в Гомельском РНПЦ радиационной медицины и экологии человека, в Республиканской клинической больнице медицинской реабилитации, в НИИ онкологии и медицинской радиологии, а через несколько месяцев заработает еще один — в Республиканском центре медицинской реабилитации и бальнеолечения.

Экспресс–тест

Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили утвердительно, вы — увы, в группе риска.

Был ли у ваших родителей перелом тазобедренного сустава в результате незначительного удара или падения?

Были ли у вас аналогичные переломы?

Принимали ли вы преднизолон более 3 месяцев?

Уменьшился ли ваш рост более чем на 3 см?

Болеете ли вы сахарным диабетом или другими эндокринными заболеваниями?

Имеете ли вы болезни желудка, печени, кишечника?

Для женщин: наступила ли у вас менопауза до 45 лет?

Диета для скелета

То, что кальций необходим для наших косточек, знают все. Но это совсем не значит, что надо ведрами пить молоко и брикетами поглощать сыр. Есть много других продуктов, для организма даже более полезных. В пятерке лучших поставщиков кальция: сардины, консервированный лосось, миндаль, кунжут, соевые бобы.

Мужчины от 25 до 65 лет и женщины от 25 до 50 должны употреблять в сутки 1000 — 1500 мг кальция (те, кто старше, — еще больше) и 400 международных единиц витамина Д3. Понятно, что не всегда это их количество содержится в продуктах, которые мы едим. Тогда в ход идут препараты кальция, зарегистрированные в стране: кальций–Д3–никомед, кальцемин или белорусский кальций–Д3–МИК (но уж никак не толченую яичную скорлупу и не сомнительного происхождения БАДы!). Большинству из нас, как считает Эмма Руденко, принимать их можно постоянно, не опасаясь «передозировки».

А вот кофе, алкоголь и сигарета — враги для нашего скелета.

Лучшие друзья — велосипед, бассейн и регулярная гимнастика. После консультации с врачом, разумеется.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter