Председатель Государственного таможенного комитета Юрий Сенько ответил на вопросы журналиста "СБ"

Перемены только к лучшему

Сегодня 25–летний юбилей отмечает служба, которая фактически существует более тысячи лет — с тех давних пор, когда возник знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Считается, что первая «мытница» (от слова «мыто» — «налог») появилась в IX веке в Полоцком княжестве, уже тогда известном торговыми связями. В советское время среди главных задач таможни было обеспечение госмонополии внешней торговли и борьба с контрабандой. Белорусские таможенники делали свое дело более чем достойно и заслуженно считались передовиками. К примеру, конфискаты только по Брестской, Гродненской и Мостисской таможням в 1974 году составляли половину стоимости предметов и товаров, конфискованных всеми таможнями СССР. Гродненская таможня с 1975 по 1989 год 5 раз занимала первое место в союзном соцсоревновании.

Таможня независимой Беларуси ведет отсчет собственной истории с 20 сентября 1991 года, когда Парламент принял постановление «О таможенной службе Республики Беларусь» и создал Государственный таможенный комитет. О произошедших с тех пор переменах и современном состоянии службы в беседе с корреспондентом «СБ» рассказывает председатель ГТК Юрий Сенько.



— Юрий Алексеевич, из опубликованной на сайте ГТК биографии видно, что вы начинали службу рядовым инспектором в 1991–м. С этого же года началась история и таможенной службы независимой Беларуси. Иначе говоря, на протяжении всех 25 лет вы лично в рабочей обстановке наблюдали происходящие перемены. Как бы вы оценили итоги эволюции?

— Спасибо за вопрос. Действительно, для оценки столь тонкого инструмента государственного управления в сфере внешнеэкономической деятельности наиболее подходящее слово — эволюция. Я бы напомнил, что Советский Союз был достаточно закрытым от внешнего мира, как и его экономика. За минувшие двадцать пять лет функции таможенной службы и ее оснащение изменились кардинально. Сегодня мы ориентированы на открытость: содействие бизнесу, ускорение оформления товаров с применением самых современных технологий. Среди ключевых инструментов назову информатизацию, автоматизацию операций, участие в международных интеграционных процессах, предполагающих единые стандарты при контроле за движением товаров и совместные действия по защите общества от возможных рисков.

— Независимая Беларусь оказалась на одном из ключевых трансконтинентальных торговых путей. Он не единственный. Чтобы большой бизнес выбрал его, он должен быть предпочтительнее, выгоднее прочих. Президент неоднократно ставил задачу улучшить транзитную привлекательность страны. Какими средствами вы ее решаете?

— Транзитную привлекательность определяют — помимо факторов, которые от таможни не зависят, — три составляющие: состояние инфраструктуры на границе, пропускная способность, скорость совершения таможенных операций. Практически завершено обустройство контура белорусского участка внешней границы ЕАЭС. Технологической модернизации содействуют и проекты программы «Восточное партнерство». В итоге за последние годы удалось существенно увеличить пропускную способность, и тем самым транзитный потенциал страны.

Контроль транспортных средств осуществляется с применением инспекционно–досмотровых комплексов в автомобильных пунктах пропуска. Время физического досмотра с 2 — 3 часов сокращено до 10 минут. Таков эффект применения информационных технологий в обслуживании транзитных потоков. Предварительную информацию мы получаем еще до того, как товар ввезен на территорию страны. Это позволяет заранее оценить риски, принять решение и создать условия для максимально быстрого его перемещения через границу.

Кратко упомяну систему электронного декларирования, которая сейчас охватила 97 процентов от всех представленных деклараций на товары. Соответственно сократилось и время таможенного оформления: в 84 процентах случаев выпуск товара происходит в течение 10 минут. 68 процентов транзитных партий проходит таможенную процедуру за те же 10 минут. Хороший эффект дает система автоматического выпуска товара без участия должностного лица таможни. Доля экспорта, выпускаемого в автоматическом режиме, сейчас превышает 12 процентов.

— Контрабанду радиоактивных материалов сейчас называют одним из самых тревожных вызовов современности. Как с этой угрозой борется белорусская таможня?

— С 2014 года Государственный таможенный комитет участвует в проекте международной технической помощи «Укрепление потенциала в сфере обнаружения, противодействия и пресечения незаконного оборота радиоактивных материалов на Государственной границе Республики Беларусь». Цель, надеюсь, понятна — эффективно противодействовать ядерному терроризму и незаконному обороту радиоактивных материалов. Программа Национального агентства по ядерной безопасности министерства энергетики США носит название «Вторая линия защиты». Сегодня ведутся работы по первому этапу проекта, что предполагает оснащение оборудованием радиационного контроля пяти пунктов пропуска на белорусско–украинской границе: «Томашовка», «Олтуш», «Мохро», «Верхний Теребежов», «Александровка». Оборудование поставлено и уже монтируется.

В июне 2016 года представители министерства энергетики США с целью дальнейшей поставки «радиационных ворот» провели инженерное обследование еще пяти пунктов пропуска: «Веселовка», «Новая Гута», «Комарин», «Невель», «Мокраны». Планируется оснастить таким оборудованием и пункты пропуска на железной дороге.

— Какие жалобы или претензии адресуют вам граждане письменно и на личных приемах?

— Более 90 процентов обращений поступают в электронной форме. Ответы даются, как правило, в течение пяти дней. Но отмечу тенденцию последних лет: число обращений граждан и субъектов хозяйствования сокращается. Причину вижу в прозрачности таможенного законодательства и его доступности для людей. В основном интересуются правилами ввоза товаров для личного пользования при проезде транзитом или переезде на постоянное место жительства в Беларусь, особенностями интернет–торговли...

— Уже давно говорится о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. В какой стадии этот документ, учитывались ли при его разработке пожелания бизнес–структур?

— Работа над проектом проходила с участием деловых кругов государств — членов ЕАЭС, он поддержан общественными организациями. Перечислять его законодательные новеллы пришлось бы долго. Но их суть и смысл мы уже кратко очертили: сокращение документооборота, широкое использование информационных технологий с целью минимизации таможенных формальностей. Разумеется, не в ущерб безопасности государств и их граждан.

— Чего бы вы хотели пожелать коллегам? 

— Искренне поздравляю весь личный состав и ветеранов таможенной службы с профессиональным праздником и 25-летием со дня образования таможенных органов. Желаю всем крепкого здоровья, семейного благополучия, уверенности в собственных силах и бодрости духа, Делитесь радостью с теми, кто рядом. Успехов вам в нашей нелегкой, но такой необходимой службе.   

— Каковы приоритетные задачи на ближайшее время и более отдаленную перспективу?

— Первоочередные: после принятия Таможенного кодекса ЕАЭС предстоит привести законодательство страны в соответствие с его нормами. Перспективные: в начале года мы приняли программу развития таможенной службы на 2016 — 2020 годы и на прогнозный период до 2025 года. В ней отражены изменения, которые ожидаются в связи с расширением участия Беларуси в международном торговом обороте, наращиванием экспортных возможностей государства и повышением конкурентоспособности белорусских субъектов хозяйствования. Нам предстоит гармоничное встраивание в международные логистические цепочки с учетом двух важнейших факторов — содействие бизнесу и обеспечение безопасности при международном движении товаров.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 180 (25062). Вторник, 20 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter