О строгой пропускной системе и установке видеонаблюдения в школах

Перемены на периметре

С началом сентября к извечным родительским страхам добавился еще один — беспокойство за ребенка, который половину дня проводит в школе. Как он там, без присмотра родственников? Особенно волнует взрослых вопрос безопасности. Случаи, когда в школы проникали психически больные люди или просто хулиганы, не так уж редки. Об обеспокоенности милиции «СБ» писала в августе: мы рассказывали, что в МВД обсуждают внедрение в школах новых стандартов безопасности. Предлагается ввести в учебных заведениях строгую пропускную систему и установить видеонаблюдение. В ряде учреждений образования Минской и Гомельской областей уже пошли на эти меры, а затем дали высокую оценку их эффективности.

Фото www.bluem.com.tr

Однако на чьи плечи лягут расходы по установке видеокамер? Неужели ситуация настолько тревожна, что школы пора превращать в крепости? Этими и другими неоднозначными вопросами, слегка утрируя, задается один из авторов «Спор–клуба». Его оппонент, напротив, целиком поддерживает идею МВД и весьма логично аргументирует свою позицию. На чьей стороне окажутся читатели? Готовы ли мы обеспечивать безопасность своих детей по последнему слову техники? Насколько актуальна эта проблема?

Ждем ваших мнений, как обычно, на сайте www.sb.by

Учиться или таиться?


Роман РУДЬ

Бешено багроветь и грозно сверкать глазами не собираюсь, Андрей. Потому что бывают понятия бесспорные, на счет которых не может быть двух разных мнений. Одно из них — детская безопасность. Кто осмелится утверждать, что о ней не нужно заботиться? Лично я не осмелюсь. Ты тоже. Мы оба отцы, у обоих душа болит за детей, когда они где–то вне нашего внимания. Поэтому поговорим спокойно, без ругани, лишь о способах обеспечения школьной безопасности. Тут я с тобой категорически не согласен. С МВД тоже.

По главной причине: оплачивать весь этот «банкет» с охраной и видеокамерами наверняка опять придется родителям. Думаю, в теперешней экономической ситуации это неподъемная роскошь. К тому же лишняя, о чем позже скажу.

Помнишь, у Лермонтова? «Тогда считать мы стали раны...» Он, правда, писал про Бородинскую битву, а не про родительские собрания, которые состоятся в большинстве школ на следующей неделе. Но аналогия присутствует. Ежегодно после таких собраний вереницы взрослых разбредаются в глубокой задумчивости. Если хорошо прислушаться, можно различить тихое щелканье. Это в головах у родителей стучат костяшки бухгалтерских счетов. Идет подсчет финансовых ран, нанесенных семейному бюджету. Сдай в попечительский совет, на питание, на текущие нужды класса... Заплати за учебники, скинься на ремонт, раскошелься на кружки и секции... Также не забудем потом сдать на утепление окон, на подарки учителям, на поездку в Санкт–Петербург на осенних каникулах... Я не спорю, все это нужные, даже необходимые, к тому же привычные траты. Мы к ним готовы. Платить же за видеонаблюдение и новую систему охраны — пока нет.

Да и зачем? Я не вижу реальной угрозы, против которой надо возводить вокруг школ оборонительный периметр. Единичные случаи, когда в образовательные учреждения проникали психи или хулиганы, не говорят об опасной массовой тенденции. Истерия вокруг педофилов, я считаю, искусственно создана СМИ и досужими сплетниками. Прошлой осенью, например, минская милиция устала опровергать упорный слух, будто по городу разъезжает банда маньяков. Одна дамочка сочинила, а обеспокоенные учителя и родители подхватили... Довольно нам пугаться самим и еще больше запугивать детей. В конце концов, по городам регулярно курсируют милицейские патрули, экипажи ГАИ и Департамента охраны, которые через считанные минуты могут оказаться на месте любого происшествия. Это их забота, чтобы ни один извращенец не прошел в школу или детсад. А также проблема педагогов, которым мы на время делегировали ответственность за наших детей, и они ее приняли. Так зачем и — главное — от кого собираемся защищаться? Не знаешь? Я отвечу.

Совсем скоро, попомни мои слова, камеры видеонаблюдения в школах станут наблюдать вовсе не за теми субъектами, против которых поставлены. Ввиду отсутствия в поле их зрения хотя бы завалящих растлителей они переключатся на самих школьников. Чего, собственно, в некоторых учебных заведениях уже не скрывают. Вот как об этом недавно рассказывала «СБ»: «Перед сторожем монитор, на котором изображения со всех 15 камер: 8 внутренних и 7 наружных. На них четко видно, что происходит в данный момент: все драки, разборки, беготня, непонятные движения. «Если вечером я вижу потасовку на территории, вызываю милицию. Если вижу, что наши школьники на переменке что–то задумали, сразу звоню директору на мобильный», — рассказывает сторож».

В школе, насколько помню, я посвящал «беготне и непонятным движениям» все переменки. На которых регулярно «что–то задумывал». Никто при этом за мной не следил и директору не звонил. Не только потому, что у того не было мобильника. Просто в те времена, видимо, понимали, что мало–мальская свобода детям необходима. Ограничений они накушаются, когда подрастут и станут жить под колпаком видеокамер на дорогах, в магазинах, в цехах и офисах... А вот пошалить, поозорничать, даже победокурить в юном возрасте велят даже медики. Надо выпустить пар, перебеситься, сбросить психологическую нагрузку от нынешней сложной учебной программы. И делать это желательно без всевидящего ока школьного вахтера. Иначе круг замыкается, и я опять возвращаюсь к финансовым ранам: родительские комитеты замаются собирать деньги на восстановление видеокамер, залепленных жвачкой или разбитых возмущенными школярами. Боюсь, понадобятся системы сигнализации, следящие за сохранностью систем наблюдения...

Поэтому у меня вот какая идея родилась, Андрей. В большинстве городов Беларуси есть хотя бы небольшие части внутренних войск, поддерживающие порядок на улицах. Коль нам так уж охота озаботиться безопасностью детей в учебном процессе, то почему бы не выделить по специальной роте исключительно для охраны учебных заведений? Убив тем самым сразу трех зайцев: ни один преступник не решился бы и близко подойти; внутри самих школ сохранилась бы прежняя атмосфера храма знаний, а не исправительного учреждения; родители здорово сэкономили бы на ненужных охранных системах. По–моему, выход. Что скажешь?

rud@sb.by

Не жди тревожного звонка


Андрей
ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ

Удивляют меня порой родители школьников! «Грабят! Поборы! Школьный рэкет!» — кричат они в ответ на просьбу директора скинуться на охранную систему. И тут же придумывают массу причин, чтобы не платить ни копейки. А ведь речь о самом дорогом — безопасности детей.

«Дом поросенка должен быть крепостью» — так говорят малышам папы с мамами, приобретая в квартиры железные двери с хитроумными замками, по–соседски сбрасываясь на домофоны, устанавливая сигнализацию. Многие раскошеливаются на камеры наружного наблюдения для подъездов. Жильцы первых этажей не мыслят бытия без решеток на окнах. Да и дорогие бойцовые, сторожевые собаки в квартире, коттедже — норма. Ведь, штудируя криминальную хронику, стараемся перестраховаться, обезопасив прежде всего ребятишек. Ну и пожары, аварии нам ни к чему, правда? Так что выкладываем деньги за ремонт газовых плит и водонагревателей. Меняем старую электропроводку. Тяжеловато, разумеется, финансово тянуть подобные расходы. Но жизнь, здоровье — цены не имеют. Это понимают многие, однако, увы, в определенных границах. Вот же парадокс так парадокс: о спокойствии по периметру частного жилья почти все (за исключением маргиналов) беспокоятся, а когда поднимается вопрос охраны школ, гимназий, лицеев, начинаются причитания! Между тем на учебе наши сыночки да дочурки проводят порой времени не меньше, чем дома. По сути, школа для детей — второй дом. И он, безусловно, тоже должен быть крепостью. Хватит надеяться на сторожей–пенсионерок. Но и ратовать за бесплатную охрану учащихся солдатами внутренних войск — тоже верх дилетантства. Не надо превращать бойцов спецназа, срочников из милицейских бригад в вахтеров!

МВД предлагает, как мне видится, золотую середину. Напомню тебе слова министра внутренних дел Игоря Шуневича, сказанные генерал–лейтенантом милиции еще в мае, после тревожного инцидента в одном из учебных заведений: «Внутреннюю безопасность в школах нужно усилить. Есть мировая практика реагирования на такие случаи, защиты преподавателей. К сожалению, сегодня мы зачастую пренебрегаем такими общепринятыми способами». Что имелось в виду? То, о чем сейчас и говорят представители управления профилактики милицейского ведомства: необходимо внедрить электронные пропуска, применять строгий фейсконтроль посетителей школ, установить по периметру учебных заведений камеры видеонаблюдения. На дверях — домофоны. На въездах — шлагбаумы. Да много чего еще нужно. Дорого? Не дороже человеческих жизней...

«Что угрожает? От кого защищаться будем?» — слышать такие вопросы от взрослых людей по меньшей мере странновато. В начале своей отповеди я перечислил меры, которые обыватель предпринимает для защиты фамильного жилья. И там вопрос о зонах риска не стоит. Хотя мы по праву можем гордиться спокойствием на улицах. Но давай–ка задумаемся, легко ли дается контроль над преступностью? Страна транзитная, многие границы прозрачные, заявляет о себе новое поколение преступников — отморозков, которых побаиваются даже авторитеты родом из 90–х. Беспредельщикам, экстремистам, террористам чужды старые «понятия», своеобразный уголовный кодекс чести. Есть и непредсказуемые психи–одиночки, которых очень трудно просчитать. И здесь на помощь спецслужбам должны прийти мы — родители и учителя. Не надо ждать, как те милиционеры из старой советской байки: «Гражданин, в вас уже стреляли? Вот когда застрелят — тогда приходите». Ведь ныне стратегия белорусских правоохранительных органов — работать на опережение. Не ждать, когда раковая опухоль криминала разрастется, а бросать на ее подавление в зародыше все силы. Вот и сейчас предложения МВД нацелены на профилактику. Тут бы подсобить, а не ныть...

Тебе ли не знать, что именно подростки — в сфере интересов наркодилеров. Все чаще в сообщениях о происшествиях фигурируют эксгибиционисты, педофилы. Случай с нападением на учительницу, считаю, тоже очень тревожным звонком. Бывает, навещают школы разгневанные отцы и братья учеников, обиженных сверстниками–забияками. Думаешь, в школе нужны самосуды на глазах детей? А ведь видеоконтроль пресечет эксцессы на корню. Да и местные хулиганы под зорким оком камер, конечно, призадумаются, стоит ли безобразничать. Тут ты полностью прав.

Тоскуешь по озорному детству? Понимаю. В 70 — 80–х мы слыхом не слыхивали о маньяках. Далеко–далеко на «загнивающем Западе» была марихуана и прочие наркотики. Даже представить мы, советские дети, не могли, что возможна трагедия, подобная бесланской. Впрочем, и тогда хватало зон риска. Вспомни междоусобицы между районами. Уверен: будь в те времена видеокамеры наблюдения — были бы под колпаком.

Кстати, о прогрессе. Что лежало у тебя, первоклашки, в карманах? 20 копеек для игры в «чу» и коржика? Теперь же из рюкзаков детей частенько воруют мобильники, планшеты, другие гаджеты. Получается, что, сэкономив на системе безопасности, прижимистые родители все равно терпят убытки. Как известно, скупой платит дважды.

spetsnaz@sb.by

Советская Белоруссия № 169 (25051). Суббота, 3 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter