Когда дело выставляют на продажу

Переменная успеха

Сделки вокруг готового бизнеса — явление достаточно распространенное. Купить можно автосервисы, ателье, боулинги, магазины. Фитнес-клуб с наработанной клиентурой стоит от 20 до 60 тысяч рублей. Автошкола — 10 тысяч, отдел бижутерии — 9,5 тысячи.

Khoahocdoanhnghiep-com

Точка входа

Продавцы бизнеса свой шаг в объявлениях объясняют обычно просто: по семейным обстоятельствам. В беседах с корреспондентом «НГ» уже звучала конкретика. «Переезжаю в другой город, а управляющего, на которого можно положиться, найти не смог». «Возникли разногласия с партнером». «Решил заняться другим делом, в этом уже достиг потолка, стало неинтересно». «Бизнес — дело хлопотное, хочу попробовать себя в качестве наемного работника». «Не хватает оборотного капитала, а кредиты брать опасаюсь». «Пора отходить от дел — возраст». Список можно продолжить. 

Могилевчане Олег и Виктор купили давно работающий продовольственный магазин у двух сестер — Натальи и Алены. Девушкам торговый объект не давал прибыли, хотя покупателей было довольно много. Однако неумение работать с ассортиментом, большое количество скоропортящихся товаров, которые постоянно приходилось изымать из продажи, делали бизнес нерентабельным. Хозяйки торгового предприятия так и не научились точно высчитывать, сколько и какого товара в их спальном районе можно продать за сутки. То наберут слишком много молочных продуктов, а они испортятся. То, напротив, возьмут немного, а всем желающим не хватает — покупатели жалуются. Предпринимательницам надоело нести убытки, хотели закрываться, тут-то и появились коллеги с интересным предложением. 

Олег рассказывает:

— Поначалу и у нас с партнером не все шло гладко. Несколько лет назад после регистрации фирмы купили франшизу магазина — право вести бизнес под чужим брендом. Однако это не сработало, ничего не получилось. Но мы не отчаивались, учились, совершенствовались. Следующая наша торговая точка оказалась более успешной. 

Почему покупать готовый бизнес выгодно? Крайне редко новый магазин начинает приносить прибыль с первых дней своего существования. Обычно до достижения «точки безу­быточности» — а это, заметим, еще не прибыльность — приходится терпеливо ждать от нескольких месяцев до года, постоянно вкладывать деньги. Функционирующий же магазин, пусть и проблемный, люди уже знают. 

Кроме того, как ни странно, со стороны, «издалека», проще увидеть ошибки своих предшественников, над которыми нужно поработать. И еще немаловажны существующие отлаженные партнерские цепочки между коммерсантами, посредниками, производителями. Это плюсы. Из минусов — если торговый объект зарекомендовал себя не с лучшей стороны, изменить мнение клиентов гораздо труднее, чем создавать положительный имидж с нуля. 

Но в случае с Олегом и Виктором посетители относились к магазину нейтрально. Многие закупались в нем, просто потому что находится недалеко от дома. 

Продавцов ребята оставили прежних почти в полном составе. Уволилась только одна девушка, которую не устроили новые порядки: график работы, стиль общения с покупателями. Ей довольно быстро нашли замену. 

Нельзя сказать, что магазин при новых хозяевах сразу стал процветающим, но появилась первая прибыль, хоть и небольшая. Впрочем, ребята пока не уверены, что так пойдет и дальше. Ведь первые пару лет новый бизнес, даже на старой основе, очень уязвим: по статистике, в первый год работы закрывается до 44 процентов торговых объектов. Кстати, поблизости сменившего владельцев магазина работают серьезные конкуренты — большие сетевики. Однако новые хозяева настроены оптимистично, стараются брать скидками, обходительным отношением к посетителям, бонусами для постоянных покупателей. 

Продолжение следует

Юрист Николай Курносов уверен, что покупать готовый, раскрученный бизнес надежней, чем начинать все с начала, однако необходимо учитывать один важный момент:

— Если человек настраивается на успешное ведение своего дела, не нужно экономить на специалистах. Поначалу необходимо прицениться к покупке: стоит ли она запрашиваемых денег. Надо проверить, чтобы с бухгалтерией и прочими документами было все в порядке. Если вам переходят чужие долги, они должны быть соизмеримы с ожидаемой прибылью. Также нужно правильно оформить сделку в зависимости от того, что берете — ЧУП, ОАО, ОДО, а также по всем правилам произвести приемку-передачу активов. Затраты на профессионалов-специалистов всегда разумные, уместные и обоснованные, иначе вас могут ожидать подводные камни, неприятные сюрпризы. 

Экономист Олег Гаврилов считает:

— Не каждый бизнес вообще есть смысл покупать, иногда лучше начать заново. К примеру, такой вид деятельности, как издательство по написанию рекламных буклетов. Что, собственно, в этом случае вы приобретаете? Готовых авторов? Не факт, что люди, которые работали с прежним владельцем, найдут общий язык с вами. Клиентскую базу? То же самое. А из основных средств здесь только офисная мебель да оргтехника, которые не в дефиците. При этом зарегистрировать новый бизнес порой бывает намного проще и быстрее, чем ввязываться в переоформление. Исключением может стать очень известный узнаваемый бренд. 

При этом экономист советует приобретать производство, технологии. Это может оказаться делом стоящим. 

Существует мнение, что хороший бизнес не продают, но это не так: обстоятельства у людей бывают разные. Удается же многим купить хорошие квартиры, автомобили на вторичном рынке. Здесь то же самое. Хотя случаются и неудачи. 

Предприниматель Ольга Назаренко обращает внимание:

— Часто у новых хозяев получается лучше, чем у прежних, — берутся за дело с новыми силами, с энтузиазмом. Но бывает наоборот: вроде все было налажено, а сменились управленцы — и количество клиентов резко уменьшается, выручка падает. Иногда новый собственник совершает серьезные ошибки. Даже если он опытный, грамотный, поначалу что-то может пойти не так. К примеру, резко поменял интерьер, фирменный стиль, возможно, кого-то из персонала. При этом даже если перемены к лучшему, многие клиенты — люди консервативные. Они привыкли к «старому-доброму» и ни к чему другому пока не готовы. Часть из них отсеивается, а другие на замену появиться еще не успели, поэтому и происходит временный спад. Так что на определенном этапе иногда стоит проявить выдержку и терпение, но имеет смысл и проанализировать, что послужило причиной оттока посетителей. 

А вообще, сколько бизнесов, столько и историй. Не зря консультанты советуют не перенимать чужой опыт полностью, идти своим путем, не бояться ошибок, пробовать разные варианты и, невзирая на неудачи, добиваться успеха.

МНЕНИЯ

Денис Романов, менеджер по продажам: 

— Давно мечтаю открыть свое дело, но, пожалуй, не стал бы покупать готовый бизнес, даже самый раскрученный и стабильный. Уверен, учредитель предприятия должен пройти все ступени — от становления до внушительных прибылей. Только тогда он будет знать все тонкости своего бизнеса, сможет по-настоящему эффективно им управлять. Если же прийти на все готовое, можно не справиться, так и остаться дилетантом. Единственное исключение — смело купил бы предприятие, на котором какое-то время работал.

Татьяна Мельникова, бухгалтер:

— Я бы, пожалуй, решилась купить бизнес только в том случае, если бы у меня сложились доверительные отношения с его прежним владельцем, если бы он оказался человеком достаточно открытым и доброжелательным. В наш век высоких технологий, где бы этот человек ни находился — в другом городе, на другой работе или даче, — всегда есть возможность с ним связаться по мобильному телефону или Viber. Уверена, в начале работы в «новом старом» бизнесе мне не раз потребуются его консультации. Очень хотелось бы, чтобы не раздражался, относился с пониманием, подсказывал. А еще лучше, если бы на первых порах стал штатным моим консультантом.

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter