Перемена времени

Референдум в Крыму подвел черту под политикой однополярного мироустройства

Референдум в Крыму подвел черту под политикой однополярного мироустройства

Лев КРИШТАПОВИЧ, доктор философских наук

Накануне в Брюсселе был подписан политический блок соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. Того самого документа, подписания которого ждали от Киева еще в ноябре прошлого года в Вильнюсе на саммите “Восточного партнерства”. Тогда не случилось, сейчас после смены власти все произошло стремительно. Это еще раз подтверждает мысль о том, что нынешний кризис в Украине, не исключено, спровоцирован деятельностью тех политических сил, которые ориентированы на европейский выбор. Но европейский выбор, то есть однополярный мир — это тупиковый, бесперспективный вариант для Украины, поскольку он исходит не из интересов украинского народа, а из геополитических амбиций США и НАТО. Если мы не будем понимать этого действительного мирового контекста, мы будем путаться в оценке социально-политической ситуации в Киеве.

Некоторые политические силы в Украине называют себя силами европейской интеграции, приверженцами европейских ценностей. Но это на словах. А на деле такие евроинтеграционные организации, как “Свобода”, “Правый сектор” и аналогичные им структуры, ориентированы на конфронтацию, насилие, разжигание межнациональной ненависти как внутри страны, так и в межгосударственных отношениях. Кстати, еще в декабре 2012 года, когда партия “Свобода” прошла в украинский парламент, Европарламент принял специальную резолюцию, назвав ее расистской, антисемитской, ксенофобской, и призвал все другие политические структуры не сотрудничать со “Свободой” и не вступать с ней в коалицию. Представлять этих политиков приверженцами демократических ценностей, патриотами Украины — это не только насмешка над здравым смыслом, но прямое оскорбление, самое настоящее святотатство в отношении всех тех, кто освобождал Украину и Европу от коричневой чумы.

Естественно, здравомыслящие силы в стране, те украинские регионы, которые не желают, чтобы неонацисты и антисемиты диктовали им, как они должны жить, выступают против подобной перспективы развития своей страны. Отсюда и требование того, что они сами должны определять будущее своего региона и своей судьбы. Это законное право граждан, исповедующих принципы демократии и свободы. И когда крымчане потребовали проведения референдума о статусе своей республики, то препятствовать этому — значит становиться на какую угодно позицию, но только не на международную и демократическую. Ведь право крымчан на свободу аналогично правам человека, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека ООН. И когда западные идеологи заявляют о нелегитимности крымского референдума, они тем самым отрицают и права человека. Ибо как свобода одного человека не может зависеть от желания другого, так и свобода крымчан не может зависеть от разрешения другого народа. Свобода народа, как и свобода  человека, определяется не желаниями других субъектов политики, а лишь самим народом на своем референдуме.

К примеру, Каталония в Испании и Шотландия в Великобритании решили провести в этом году референдумы о своей государственной независимости. Конечно, Мадрид и Лондон выступают против проведения таких референдумов. Но они делают это, нисколько не отрицая права каталонцев и шотландцев на их проведение. Полемика ведется не с точки зрения запрещения их референдумов, а исключительно в плоскости их позитивности или негативности для самих народов, то есть в рамках общепризнанных демократических традиций и принципов. Почему же Каталонии и Шотландии можно проводить референдумы, а Крыму — нельзя?

И еще. Недопустимо разжигать ненависть между братскими народами — русскими и украинцами. Нельзя противопоставлять Россию и Украину, как это делают западные политики и некоторые политики в Украине. Защита русских людей, русскоязычного населения в Украине, защита их национального достоинства, права разговаривать на своем языке, любить свою историю, поклоняться своим памятникам и святыням — это одновременно защита и самих украинцев от антиукраинской политики так называемого правительства победителей. Думается, что это прекрасно понимают и в Вашингтоне, и в Брюсселе, которые яростно защищают права геев, транссексуалов, но почему-то отказывают крымчанам в праве самим решать свою судьбу. Ведь свобода народа в конечном итоге зависит от самого народа.

Какой урок вытекает из крымского референдума? Он окончательно подвел черту под политикой однополярного мироустройства. Как бы дальше ни развивалась ситуация вокруг Украины, мир ментально, психологически уже не будет таким, каким он был до крымского референдума. Наступает не просто время перемен, наступает перемена времени. Наступает время многополярного мира. И будущее Украины в нем видится вместе с Россией и Беларусью. И жить добрососедски нам нужно учиться вместе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter