Бобруйские ортопеды-травматологи ставят на ноги самых проблемных пациентов

ПЕРЕЛОМный возврат

НА ОПЕРАЦИЮ по эндопротезированию тазобедренных суставов очередь в Бобруйской центральной больнице из 18 человек. Небольшая, если учесть, что хирурги за год в прямом смысле ставят на ноги 40—50 пациентов с подобной патологией. Пациенты хирургов — не только жители города и района, но и соседних закрепленных: Кировского, Осиповичского, Глусского и Кличевского (почти треть Могилевской области). «СГ» вызвалась попасть на прием к травматологам не «по скорой».


Заведующий ортопедо-травматологическим отделением Михаил ЛОПАТНЕВ

Заведующий ортопедо-травматологическим отделением Михаил Лопатнев знакомит нас с пациенткой, которая новый сустав получила вне очереди. Антонина Сильвестрович, жительница Бобруйского района, и не представляла, что в свои 90 станет, по ее словам, «обладательницей необычной запчасти». Сегодня уже с улыбкой вспоминает подробности злосчастного дня. А тогда было не до смеха:

— Пошла накануне 23 февраля в парикмахерскую. Прическу хотела красивую сделать. Но оступилась, упала и — оказалась в больнице. Сама в прошлом медик, поэтому понимаю, что раньше с такой травмой люди моего возраста становились лежачими больными. Ну а я, после операции, уже начинаю ходить потихоньку. 

Подходы к лечению суставов, серьезных травм, переломов у районных ортопедов-травматологов за последние годы изменились. Появились новые способы фиксации переломов, соединения костных отломков, когда в качестве фиксации используются штифты, шурупы из современных специальных материалов, дополнительные виды всевозможных конструкций. Обучение бобруйские хирурги ортопедо-травматологи проходят на базе Белорусской медицинской академии последипломного образования, поэтому многие новшества, которые появляются у коллег «в столице», применяют у себя в больнице. Когда-то аппарат Илизарова считался новинкой, а сейчас все больше других, более актуальных способов лечения тяжелых переломов. Благодаря чему число операций возросло до тысячи в год.

В качестве примера Михаил Лопатнев демонстрирует металлическую спицу с отверстиями, напоминающую длинный гвоздь, — часть системы интерлокинг. Создана, кстати, французскими учеными. В чем преимущества необычного метода? 

— Система фиксации более легкая, щадящая для тканей. Место перелома не открывается, просто вводится в канал внутрь кости, фиксируется шурупами, — Михаил Анатольевич демонстрирует рентгеновский снимок пациента, который носит в ноге необычный гвоздь. — Смотрите, это многооскольчатый перелом, очень сложный. Больной попал в аварию, поступил с множественными переломами бедра, предплечья, костей таза. Замечу, это было прошлой осенью, а сегодня он уже ходит. Накануне в больницу попал молодой пациент, тоже после ДТП. Случай непростой. И ему установили интерлокинг, прогнозы благоприятные.


Врач-ординатор Андрей ЛИСОВСКИЙ и санитарка Алла БОЙЧИК проводят осмотр Антонины СИЛЬВЕСТРОВИЧ

В год — около 30—40 подобных операций. Раньше с такими травмами пациенты были надолго прикованы к больничной койке — врачам пришлось бы делать глобальные операции, соединять все поврежденные ткани, при необходимости накладывать гипс. А сегодня время на лечение и реабилитацию сокращается в разы. После металлоконструкцию убираем. Правда, некоторые пациенты настолько привыкают, что и не замечают ее, забывают про гвоздь в ноге, приходится напоминать о «возврате». 

Несколько лет осваивают бобруйские хирурги и малоинвазивные операции. У травматологов в «помощниках» — артроскопическая стойка. Без разрезов, только при помощи проколов и видеотехники, проводят операции по удалению поврежденных менисков, лечению суставов. В зависимости от патологии операция длится от пятнадцати минут до часа. На вторые-третьи сутки пациента выписывают. А на работу тому можно выходить уже через месяц. 

korenevskaja@sb.by

Фото Владимира ШЛАПАКА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter