Девятилетний спортсмен получил травму. Его мать подала в суд иск к тренеру

Переломный момент

Эта история про “детский ад” в спортивном лагере заставляет о многом задуматься. Перелом носа, синяк на плече и психологическая травма — не о таком отдыхе мечтал девятилетний житель Полоцка Женя, отправляясь на море. Со слов матери, 12-летние мальчишки почти две недели третировали ее сына. На одном из популярных интернет-сайтов она разместила гневное письмо: “Тренер после травмы не обратилась за медицинской помощью, не заметила того, что над ребенком издеваются! Как можно было так халатно отнестись к своим обязанностям?”.


Несложно было предсказать и мощную ответную волну родительского гнева в сети. “Тренера уволить и судить”, — в таком стиле высказались сотни комментаторов. Единичные мнения вроде “рано тренера четвертовать, пока все детали не выяснены” выглядели, как робкий писк неадекватных людей. Ну или родителей, которым безразличны их дети.


Понятно, что каждый примерил ситуацию на себя. И я как мама троих мальчишек тоже примерила. Вспомнила, как старший сломал руку в детском саду, средний вернулся из похода с переломом носа, а младший, пока не дал кому-то в глаз, несколько месяцев приходил домой в слезах и с жалобами на ребят во дворе... Ни разу мне не пришло в голову пойти к другим родителям выяснять, за что обидели моего сына, или привлечь к “разбору полетов” милицию. Считала, что так и растут мальчишки: с синяками и шишками. Всегда им говорила, что нельзя быть размазней, надо уметь постоять за себя, а если придется, вступиться за слабого. Но, конечно, ситуации бывают разные. И иногда нужно бить в колокола. Обращаться в милицию, ходить в школу.


Чем эта история про тренера и настоящий “детский ад” закончится, неизвестно: мама подала иск, и суд все расставит по местам. Пообщавшись со всеми сторонами конфликта, могу сказать, что ситуация весьма неоднозначная. Как мальчик получил удар в лицо и что было потом, дети описывают по-разному. Другие родители встали на защиту тренера — письма направлены в разные инстанции, сотрудники милиции, опросив участников событий, хода делу не дали. Не вдаваясь в подробности, замечу, что Женя и сам не подарок: в прошлом году на него за одну смену воспитатели написали шесть докладных. Мама у Жени, как говорят, “при должности”. Хотя должность здесь — дело второстепенное.


Третировали ребенка или нет — еще вопрос, но факт травмы и вина тренера налицо: нос сломан, педагог не отвела ребенка к врачу. Без юриста ясно, что мать Жени имеет полное право предъявить претензии тренеру и родителям обидчиков. В судебной практике подобные разбирательства единичны, но бывают.


Грудью встать на защиту обиженного сына или дочери — первое родительское побуждение. 


И все-таки, прежде чем раздувать пламя конфликта, надо проанализировать ситуацию и выслушать не только свое дитя, но и вторую сторону. В соседней школе был случай. Пятиклассник Миша мчался на перемене по коридору. Просто так, ради радости движения. Вдруг одна из дверей резко распахнулась. Миша и дверь встретились. А потом Миша еще встретился с травматологом, чтобы зашить рассеченную бровь. Родители Миши устроили скандал, публичное разбирательство, добились наказания классного руководителя. С юридической точки зрения все верно: учитель отвечает за безопасность детей, пока они находятся в школе. А с человеческой? Поверьте, все — педагоги, родители и дети — испытывали неловкость и понимали, как сильно мама перегибает палку.


Любой конфликт — это повод для размышлений и для исправления ситуации. Причем задуматься должны все. Как воспитатели присматривают в лагерях за детьми, многим известно. Поэтому пытаться оправдать тренера, затея не лучшая. В детском коллективе зрела проблема, а взрослые ничего не предприняли для ее решения. Более того, просто ее замалчивали.


Дисциплина, порядок и никакой “дедовщины” — это и есть прямые обязанности того, кто взялся вывезти на море группу детей 9—12 лет. Не справилась — надо отвечать. Но ведь все могло быть иначе. Тренер могла позвонить маме Жени со словами: “Дима ударил в нос вашего мальчика, когда они купались. Это моя вина — дети находились слишком близко друг от друга, поэтому волной одного бросило на другого. Мы сходили к врачу”. Легче было бы маме принять новость о том, что нос все-таки сломан? И допустить, что дети, и ее сын в том числе, не вели себя, как ангелы? Или, перед тем как размещать гневное письмо в сети, мама набрала бы номер педагога и сказала: “То, что случилось, неприемлемо, я этого так не оставлю. Но, прежде чем принимать меры, хочу узнать вашу версию событий. Расскажите, что там произошло”. А так, сразу в интернет письмо. И — к позорному столбу тренера. В интернете форумчане вообще скоры на суд.


Конфликты неизбежно будут настигать наших детей везде и всюду, и научить их достойно выходить из них — дело взрослых. Конечно, семья всегда должна защищать ребенка, и если родители умеют слышать своих детей, они обязательно почувствуют ту грань, когда нельзя не вмешаться. Но это вмешательство всегда должно быть выверенным и, как правило, щадящим. Сегодня родители подали в суд на тренера, завтра поскандалили с директором школы. И у ребенка складывается стереотип поведения. Но, как показывает жизнь, ронять авторитет учителя в глазах ребятишек чревато прежде всего для самих родителей. В будущем и по их авторитету подросшие дети пройдутся без страха. Человечность, мудрость и культура не теорией воспитываются. Только личным примером. Недаром сказано: детей не надо воспитывать, их надо любить. Воспитывать надо себя.

infong@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter