Что мешает нашей строительной отрасли стать на инновационные рельсы?

Перелетные стройки

Времена избытка строителей прошли. Некогда активно сокращавшие персонал тресты и управления в авральном режиме ищут сотрудников. Портфель заказов худо-бедно есть, а выполнять работы некому. Не хватает всех: арматурщиков, штукатуров, бетонщиков… Одни во времена штопора стройиндустрии переквалифицировались, другие уехали на зарубежные объекты. И внутренний рынок оголился. Кадровый голод стал одной из серьезных проблем белорусской стройки.

Хороших специалистов ждут на всех объектах.
фото grodnonews.by

В погоне за длинным рублем

Один из способов привлечения кадров — повышение зарплат. В Минстройархитектуры обещают прибавку на 20 процентов. Поможет ли это? Сейчас среднестатистический работник стройиндустрии получает меньше тысячи рублей. Спасут ли положение двести рублей «прогрессивки» к сегодняшнему заработку? Ведь в начале 2010-х средние доходы были почти вдвое выше. По крайней мере, в долларовом эквиваленте. И далеко не все профессионалы отвыкли от заработков тех лет.

Тогда в отрасли было занято 412 тысяч человек. Сейчас осталось около 297 тысяч. Буквально за четыре года мы потеряли больше сотни тысяч специалистов разного уровня. Причины тому объективные. За эти годы стали меньше строить жилья — оно всегда было локомотивом отрасли. Вклад строительства в ВВП в 2013 году превышал десятую часть, сейчас он вдвое меньше. Крупные проекты, в которые вкладывались бюджетные деньги, можно пересчитать по пальцам. Инвесторы не спешат в них включаться или предлагать свои. А если и заходят, то зачастую со своей рабочей силой. Но кушать-то хочется всем одинаково… И хотя в самом начале кризиса ездить на вахты в Россию было не так прибыльно, как раньше, сейчас ситуация с уровнем зарплат там начинает выправляться. Как-никак, строек разного масштаба у восточных соседей всегда хватает.

Что еще любопытно: от Евросоюза до Китая и Казахстана хромает система подготовки инженерно-технических специалистов. Особенно остро с этой проблемой столкнулись поляки и литовцы. Молодежь не стремится на эти специальности. А если кто и идет учиться, то его с руками и ногами готовы взять в других странах Шенгена. Этим объясняется массовый наплыв наших кадров на Запад. А равноценной замены среди молодежи не находится.

Ипотека в помощь

Не легче нынче живется и микро- и малому бизнесу. Оставшиеся на родине и привыкшие к определенному уровню жизни отделочники, например, ностальгируют: раньше ценник был вдвое выше. Хватало заплатить налоги, приодеться, хорошо отдохнуть и даже отложить на черный день. Предложений на рынке много, но, несмотря на конкуренцию, стоимость услуг заметно пляшет. Так что дороговизна не всегда означает высокую квалификацию и качество — порой это говорят неуемные аппетиты мастеров. К тому же открывшие ИП возмущаются вновь прибывающими коллегами из самозанятых — Указ № 337 разрешил физлицам заниматься отделочными работами. Не сказать, что количество новостроек в ближайшее время вырастет в разы.

Но государство продолжает заботиться о создании новых механизмов поддержки строительства. Впрочем, не такие уж они и новые — речь идет об ипотеке и системе жилищно-строительных сбережений. Первую сдерживает ряд нерешенных вопросов. В частности, одна из загвоздок для банков в том, что квартиру достаточно сложно изъять за неплатежи. Буквально в конце прошлого года — начале нынешнего Правительство стало очень жестко требовать от министерств и ведомств решения этих проблемных вопросов. Чтобы ничто не мешало на практике применять ипотеку. Тем более что снижение процентных ставок по кредитам позволяет взяться за нее по-настоящему, расставил акценты начальник управления жилищного строительства Минстройархитектуры Александр Горваль. По его словам, одна из сложностей в том, что у нас нет структуры, которая предметно занималась бы организацией самого процесса ипотеки. В России, например, существует профильное агентство. Оно же оператор этой системы. Оно же работает в части развития законодательства, занимается вторичным обращением, залогами и многими другими нюансами.

— Мы ипотеку воспринимаем весьма упрощенно — как залог какой-то недвижимости, даже строящейся квартиры, и кредита. Но это первый шаг при постройке системы ипотеки. Далее существуют реструктуризация долгов, элементы господдержки, пропагандирование строительства жилья с помощью ипотеки, обращение на ипотечном рынке ценных бумаг… Очень много нюансов, которые нужно сейчас прорабатывать. Потому как у нас есть базовый закон, но этих тонкостей пока не существует. Минэкономики как уполномоченный орган по разработке ипотеки сейчас активизировалось в этом направлении. Мы тоже в рамках своей компетенции ему помогаем. Есть предложение Правительства по созданию в этом году национального ипотечного агентства или органа, уполномоченного решать эти вопросы.

Что касается системы жилстройсбережений, активизировалась работа по подготовке документов для старта программы. По мнению Александра Горваля, это весьма перспективный и взаимовыгодный для государства и человека инструмент.

Проекты будущего

На что же ориентироваться стройкомплексу? По мнению начальника лаборатории НИИ «Стройэкономика» Андрея Бахмата, на проекты транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Соседи активно их реализуют через механизмы государственно-частного партнерства. Крупные международные банки готовы выделить под такие условия до миллиарда долларов для нашей страны. Что-то уже выделяют. Например, на модернизацию очистных сооружений и строительство станций обезжелезивания. На подходе и первый официальный проект ГЧП. Речь идет о реконструкции участка магистрали М-10. Еще около сотни других проектов дожидаются своих исполнителей — приданое в виде инвестиций, считай, в кармане.

ПОЗИЦИЯ

Дмитрий СЕМЕНКЕВИЧ, замминистра архитектуры и строительства:

— Сейчас мы работаем над стратегией инновационного развития стройотрасли до 2030 года. Пока идет обсуждение. В ней мы обозначили четыре ключевые цели. Одна из них касается привлечения инвестиций: тогда будет работа у строителей. Если наша цель — привлечение инвестиций, нужно самим стать привлекательными. Необходимо обеспечить инвестора актуальными планами градостроительного развития территорий. У нас есть случаи, когда приходит инвестор, покупает участок, а потом обнаруживает, что он совершенно непригоден для его проекта. Нет инфраструктуры, дорог, даже планов... Это дополнительный сдерживающий и обременяющий фактор для инвестора. И таких примеров достаточно. Например, в Гатово под Минском. Разработали даже детальный план развития производственного района. Но в реальности пока ничего не сделано, чтобы подготовить полноценную инвестиционную площадку. Вошел туда ряд предприятий, в том числе наш «Белгипс». И он вместо того, чтобы подключиться к подстанции, которая должна быть построена рядом, был вынужден больше трех километров тянуть подземный кабель к существующему заводу, чтобы запитать производство. Это недопустимые вещи!

Земельные участки должны быть подготовлены. Мы прекрасно понимаем, что это риск для местных органов власти, потому что они вложат деньги и будут ждать инвесторов. Но кто-то же должен рисковать. Иначе ничего не выйдет.

Следующая задача — сделать градостроительное планирование гибким, позволяющим принимать решения по развитию территорий на основе поступающих инвестпредложений. Еще одно направление — сокращение количества административных процедур. А именно — необходимо повысить степень их непротиворечивости и однозначности. Буду откровенен: к сожалению, на протяжении последних 20 лет законодательство строилось на защите отраслевых интересов. Каждая отрасль старалась обустроить свое жизненное пространство через нормативно-правовое регулирование. И это привело к тому, что нормативы противоречат друг другу. Тут мы уже порядок наводим. Еще из реализуемого: обеспечение электронного доступа к техническо-нормативным документам и развитие государственно-частного партнерства. Например, одна из известных компаний заинтересована в создании единого строительного портала, другая предлагает свои подходы к реализации библиотек для проектировщиков. Пусть — это задачи не государства, а бизнеса. Но контроль за работой единой информационной среды в сфере должен оставаться за нами.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter