Перелетчики

С тех пор как появились МиГ -15, СССР, как говорят военные, обеспечил себе господство в воздухе.
С тех пор как появились МиГ -15, СССР, как говорят военные, обеспечил себе господство в воздухе. Американские "Сейбры", французские "Миражи" были бессильны перед советскими крылатыми машинами. Западными разведками была получена задача - раздобыть секреты МиГов. Резиденты сбивались с ног. Тщетно... Но оказалось, чего не могли сделать лучшие шпионы, удалось предателям.

На жаргоне их называли "перелетчиками"...

Полвека назад началась воздушная война в небе Кореи. Помочь братьям по строю вызвались (по команде, конечно!) советские добровольцы. Схлестнуться им предстояло с американскими асами. Но наш рассказ не об этом. В небе Кореи появился лучший по тому времени советский серийный истребитель МиГ-15...

Итогом войны стало его хоть и незначительное, но превосходство над "Сейбрами". С тех самых пор МиГи участвовали во всех локальных войнах и во многих конфликтах. Совершенно естественно, что эти самолеты стали одним из объектов пристального внимания разведок всего мира. На них объявили охоту. Заполучить "живой" МиГ - это не только раскрыть секреты боевой машины, но и показать, на что способна разведка, сумевшая разработать и осуществить такую блестящую операцию. Как правило, в этих операциях ставка делалась на предателей. Если все заканчивалось удачно, то "обиженная" сторона пыталась замолчать скорбный факт похищения, не очень-то распространялась и "удачливая" сторона. Тайна была взаимной. Но, как известно, со временем все тайное становится явным. Можно попытаться из многих разрозненных фактов, которые становились достоянием гласности в разное время, восстановить в подробностях операции спецслужб по угону МиГов. Согласитесь, это ведь тоже хотя и своеобразная, но частичка биографии прославленных самолетов.

После корейской войны МиГ-15 никого уже не интересовал. До сих пор точно не известно, сколько их было сбито, но эта цифра, видимо, переваливает за две сотни. Бои были жестокими, скоростными, высотными, и успех в них, надо признать, был переменным. Американская разведка с самого начала войны охотилась за МиГ-15. Летчикам был отдан приказ постараться принудить машину к посадке. Советские пилоты, понимая, что они подменяют собой корейских летчиков и все должно держаться в строжайшем секрете, предпочитали гибель в небе, чем бесславный финиш на аэродроме противника.

Американцы во всех удобных случаях свозили останки сбитых МиГов на специальную базу, где авиационные эксперты тщательно их изучали. В тех скудных и "отлакированных" военной цензурой воспоминаниях советских летчиков ничего не говорится о том, смогли ли американцы заполучить целехонький МиГ-15. Но для специалистов достаточно и обломков, чтобы определить боевые возможности машины.

Операция "Пенициллин"

Удача пришла к американцам в 1956 году, когда израильтяне вели бои с арабами на Синайском полуострове. Тогда было захвачено несколько аэродромов с целехонькими МиГ-15 и, что важнее, МиГ-17. Израильское правительство имело с Соединенными Штатами каналы секретного "товарообмена". Американцы поставляли Израилю военное оборудование и снаряжение в обмен на разведывательные данные и образчики военной техники. Советские МиГи стали денежным эквивалентом секретной игры.

Американцы охотно и в любых количествах брали МиГи. По инициативе морского летчика Фрэнка Аулта была организована Школа истребительного вооружения. Она знакома вам по кодовому названию "Топ ган". А почему знакома, вы уже сами, наверное, догадались. О ней был снят художественный фильм под одноименным названием с Томом Крузом в главной роли. В этой школе в течение пяти недель проходила интенсивная тренировка летчиков в условиях, максимально приближенных к боевым.

Школа имела две эскадрильи МиГов, а это почти два десятка машин.

Но вскоре у ВВС США появился более грозный противник - МиГ-21. Секретные поставки этих новейших истребителей начались в Египет и Ирак, как только самолеты были запущены в серию...

Всем тогда было ясно - на Ближнем Востоке назревает война.

Создатель и командующий ВВС Израиля Дан Толковский сказал в те годы: "Основной принцип ведения войны: чтобы победить, нужно знать оружие, которым воюет противник".

Израильские спецслужбы восприняли его слова как руководство к действию. Приступил к разработке операций по захвату МиГ-21 и молодой Институт разведки и специальных задач, который в просторечии известен как служба "Моссад".

Разведка довольно быстро нашла в египетских ВВС недовольного действиями правительства летчика, который и согласился угнать самолет.

В 1964 году самолет был угнан, но это был не МиГ, а устаревший Як, которому место было разве что в музее. Обещанных денег египетский летчик не получил. Разведка помогла ему изменить внешность и обосноваться в Аргентине...

Годом позже была предпринята еще одна попытка, но в последний момент летчик отказался угонять самолет.

А тем временем военное подразделение "Моссада" собирало подробную информацию обо всех пилотах Сирии, Египта и Ирака. Эфирные разговоры, которые вели летчики во время полетов, прослушивались и записывались, а затем подробно анализировались лингвистами, психологами и прочими специалистами. Досье дополнялись сведениями о карьере летчиков, их семейной жизни, окружении, слабостях и пороках, нащупывались "слабые места".

Аналитики "Моссада" пришли к выводу, что операция вполне может быть успешной, если ставку сделать на летчика-немусульманина. Круг кандидатов на вербовку сразу сузился. В среде арабских летчиков христиан были единицы.

В этот список попал иракский летчик, командир эскадрильи капитан Мунир Редфи. Карьера его была блестящей. В свои 23 года он считался лучшим пилотом Ирака, а учился он летать и в США, и в СССР, освоив несколько типов боевых самолетов, в том числе и МиГ-21.

История его вербовки до сих пор не раскрыта, но существуют две версии. По одной из них, к побегу его склонил слуга дома, который был для Мунира духовным отцом.

Он объяснил, что рано или поздно в Ираке начнутся гонения на христиан. Их тогда уже начали вытеснять со всех государственных служб и даже арестовывали по вымышленным обвинениям. Пока летчик нужен, его не тронут, но придет время - и его заменят мусульманином.

По другой версии, в дело была брошена красивая женщина, американка, но еврейского происхождения. Она была агентом "Моссада" и среди многих кандидатов на вербовку сама выбрала Мунира Редфи. Когда разговоры между ними стали более откровенными, ас признался, что ему приходится летать на бомбежку курдских селений. Убийство мирных жителей не давало ему покоя. Его мучила совесть - любой геноцид он считал тягчайшим преступлением. Однажды американка пригласила его совершить путешествие в Париж. Там он и узнал об истинных целях, которые она преследовала.

Мунир Редфи согласился на угон самолета, но при условии, что его семью и всех родственников вывезут из Ирака.

Вполне возможно, что в ход были пущены оба варианта вербовки. Слуга сломил сопротивление летчика, американка же конкретизировала задачу. Из Парижа иракский ас был тайно доставлен в Израиль на авиабазу Хацор. Там его встретил сам командующий ВВС Мордехай Ход. Совместно они обсудили предполагаемый курс самолета. Предстояло пролететь 900 километров, минуя станции слежения на территории Ирака и Иордании. За 25 минут полета Мунир Редфи мог быть сбит или иракскими, или иорданскими истребителями. Да и над Израилем его подстерегала опасность: строжайшая секретность операции не позволяла заранее предупредить службу ПВО.

С командиром авиабазы полковником Шломо Барекетом иракский летчик "прошел" отрезок маршрута над Израилем.

В ходе разговора Редфи был поражен, насколько хорошо израильтяне информированы о порядках на его авиабазе. Разведке было известно даже расписание тренировочных полетов с точностью до минуты. Операция, которая так успешно началась, получила почему-то медицинское название - "Пенициллин".

"Моссад" удалил из Ирака всю агентурную сеть, которая своей активностью могла навлечь подозрения. Для обеспечения эвакуации родственников летчика было заслано пять оперативных групп. Разведчики быстро договорились с курдами, и те обещали помочь.

Семью Мунира Редфи отправили в Лондон, якобы для срочного лечения сына. 17 февраля 1966 года в адрес одного из европейских центров "Моссада" пришла из Ирака открытка: "У нас все в порядке. Скоро возьму пенициллин. Привет новым друзьям. До скорой встречи".

Время пошло... Но полет все откладывался. Советские военные специалисты, предвидя возможность угона самолета, заправляли баки горючим только на выполнение тренировочного полета.

Удобный случай представился лишь 14 августа. В этот день полет предполагался длительным, и к самолету подвесили дополнительный бак. Мунир набрал высоту и тут почувствовал в кабине запах едкого дыма. Пришлось идти на посадку. Техники обнаружили замыкание в электроцепи.

Лишь на следующий день все сложилось удачно. Поднявшись с аэродрома в 7.30 утра, Мунир Редфи взял курс на восток, а затем, сломав его, бросил свой МиГ-21 к самой земле.

Как оказалось позже, ни одна служба ПВО не засекла нарушителя. Над Израилем его уже ждал "Мираж" сопровождения, который и проводил МиГ до авиабазы в Хацоре. В 7.55 колеса угнанного самолета коснулись взлетно-посадочной полосы аэродрома.

Вскоре МиГ-21 был продемонстрирован на авиационном параде в Тель-Авиве.

Кто знает, как бы сложилась война Израиля с арабскими странами в июне 1967 года, если бы не были раскрыты тайны новейшего истребителя и другой похищенной у арабов советской военной техники. Конечно, это было не главное в этой войне, но в итоге она продлилась шесть дней и закончилась полной победой израильтян.

ЧП на авиабазе

Чугуевка

В 1976 году советские Военно-Воздушные Силы потрясло невиданное доселе чрезвычайное происшествие.

6 сентября в истребительном полку войск противовоздушной обороны во время тренировочного полета исчез с экранов радаров новенький по тем временам перехватчик МиГ-25П с бортовым номером 31. Пилотировал его молодой, но уже опытный летчик - старший лейтенант Виктор Беленко.

Случилось это ЧП в Дальневосточном военном округе на авиабазе Чугуевка.

С перехватчика какое-то время поступали сигналы бедствия, на запросы пилот "борта 31" не отвечал. Командующий авиацией ПВО маршал Евгений Савицкий, находившийся в Приморье с инспекционной проверкой, отреагировал на случившееся внешне спокойно.

- Авиация есть авиация! Всякое может случиться. Ищите.

...Тренировочные полеты начались в тот день с утра. Беленко взлетел в 12.50. Минут через десять связь с самолетом прервалась. На поиск места катастрофы готовились вылететь вертолеты, но ничего этого не потребовалось. Через несколько часов весь мир знал, что в аэропорту японского города Хакодате приземлился советский военный самолет. Во время посадки чуть было не произошло столкновение истребителя с пассажирским лайнером "Боинг-727". Летчик был вынужден сажать машину на большой скорости и под острым углом. Взлетно-посадочной полосы не хватило, и самолет выкатился на грунтовое поле, где и остановился. Новости из Японии поступали по мере добывания их вездесущими репортерами. Вскоре стало известно имя летчика - Виктор Беленко.

Скрыть событие, о котором говорил весь мир, было невозможно. Разные "вражеские голоса" настойчиво его муссировали. Сквозь рев глушилок все-таки кое-какая информация долетала. Проявив завидную оперативность, советские спецслужбы взяли ситуацию под свой контроль и попытались сформулировать общественное мнение. Первое, что люди в СССР узнали из "официальных" источников: летчик сбился с курса, потерял ориентацию и вынужден был совершить посадку в Японии. Зная, что это не совсем так, спецслужбы делают агрессивный ход: они обвиняют японскую сторону в затягивании принятия решения по выдаче самолета и летчика. И дальше, когда стало ясно, что летчик и не собирается возвращаться на Родину, в телеэфире появляются его мать, которую, как потом выяснится, он не видел тринадцать лет, и жена, с которой, как опять же выяснится потом, он собирался разводиться. Обе женщины плакали, умоляли японцев сжалиться над ними и отпустить "горячо любимого" сына и мужа.

Когда же летчик попросил политического убежища в США, была запущена версия о наркозависимости Беленко. Естественно, только под их влиянием советский летчик мог совершить такое!

В газетах даже появился странный снимок: Беленко с мешком (!) на голове сажают в какой-то лимузин. Забегая вперед, можно сказать, что историю с похищением самолета до конца замолчать не удалось. Она время от времени всплывала, а боевые летчики помнили ее всегда, благо те, кто служил в ПВО, друг с другом всегда пересекались. Да и МиГов-25 тогда было всего 400 единиц. Многим из пилотов пришлось и учиться с Беленко, и служить, и проходить переквалификацию.

Чтобы пресечь все разговоры о нем и навсегда забыть, в газетах была опубликована коротенькая, но ярко поданная заметка: Виктор Беленко погиб в автокатастрофе. Все, туда ему и дорога... Забудьте!

Кто перехитрил "летучую лисицу"

И все же история с перелетом Виктора Беленко до сих пор загадочна.

МиГ-25, по обозначению НАТО "Foxbat" - "летучая лисица", интересовал американские спецслужбы с того самого дня, как только они узнали о его существовании. Разработка истребителя, способного в три раза перекрывать скорость звука и перехватывать высотные и скоростные цели в стратосфере, началась в 1962 году. В 50-е и в начале 60-х годов полеты американских самолетов-разведчиков над территорией СССР стали обычным делом. Из тех документов, которые были рассекречены, стало известно, что в этот период было совершено более 10.000 шпионских полетов вдоль границ СССР и Китая. Цель была одна - выявить систему противовоздушной обороны.

Но не только вдоль границ летали самолеты-разведчики. На огромных высотах они пересекали территорию Советского Союза. Нам известно только об одном сбитом самолете-шпионе. На самом деле участь "Локхида" U-2 разделили около 30 разведывательных самолетов. 252 американских пилота были сбиты над территорией СССР.

С появлением МиГ-21 число разведывательных полетов заметно уменьшилось. Высотные рекорды нового истребителя впечатляли. Но МиГ-21 решено было сделать фронтовым истребителем и ограничить его высотный потолок.

Для шпионов предназначался другой самолет, который скрывался пока под индексом Е-155.

7 февраля 1961 года летчик-испытатель А.В. Федотов устанавливает на нем мировой рекорд скорости - 2.401 км/час. Через год он бьет свой же рекорд и показывает 3.000 км/час. Летчик П.М. Остапенко поднимает Е-155 на высоту 22.670 метров.

Этот самолет-рекордсмен и стал базой будущего перехватчика МиГ-25П.

Кстати, предупреждаю, если вы встретите в авиационной литературе самолет с индексом Е-266, то знайте, это одна и та же машина. Так ее усердно шифровали.

В 1969 году Горьковский авиазавод получил заказ на серийное изделие 84. Почти десять лет самолет шел к серийной разработке. Срок большой, но это не потому, что в работе случались нелады. Те, кто помнит импульсивного и весьма решительного властелина страны Никиту Сергеевича Хрущева, не удивятся, если узнают, что он принимал глобальные решения, особо не задумываясь об их последствиях. Он резко сократил армию и выбил из нее многие тысячи умелых и опытных офицеров. Он крушил флот, пытаясь тем самым показать, как страна решительно разоружается. Делая ставку на ракеты, он резко тормознул развитие авиации. Но ведь всю страну ракетами не утыкаешь. К счастью, пауза была не такой большой. Президент США Линдон Джонсон успел оповестить мир, что американские авиаконструкторы создали самолет, который способен длительно летать на скоростях 3.000 км/час. Вот тогда глава СССР спохватился.

Сообщение американского президента в скором времени было нейтрализовано "утечкой информации" по МиГ-25. Кроме этого, следует еще один каскад рекордов. Теперь уже самолет берет высоту в 36.240 метров.

К 1976 году ни одна страна в мире не обладала самолетом-перехватчиком, способным конкурировать с МиГ-25. Зарубежная резидентура сообщала, что американские спецслужбы активно интересуются новым самолетом и пытаются раздобыть о нем любые сведения.

До сих пор не утихают споры о том, кто же был на самом деле Виктор Беленко: завербованный агент, дожидавшийся своего часа, или спонтанный угонщик, движимый личными мотивами.

Не раскрывает он своей сущности и в книге, которую быстренько состряпал по прибытии в США.

Контрразведчики, естественно, переворошили всю его биографию и наткнулись на много интересных фактов, которые все-таки говорят в пользу вербовки летчика.

Первое, что обнаружилось, - в семейном архиве не нашлось ни одной детской фотографии, по которой можно было бы идентифицировать его личность. Хотя таковые и были в наличии.

Далее - в годы курсантской учебы, отправляясь в отпуск, он предпочитал ездить в маленькие северные города. Он никогда не рассказывал товарищам, что же там делал, и вообще об отпускных делах ничего не говорил.

Как оказалось, Беленко со времен курсантской учебы и до предательского перелета не навещал родителей, хотя материально помогал им.

И, наконец, самая подозрительная черта, по которой можно считать шпионом любого отличника - он хорошо учился в летном училище и много интересовался боевыми самолетами. Он был самым активным читателем гарнизонной библиотеки и частенько обращался в спецчасть за секретной технической литературой. Последний факт, который говорит в пользу вербовки, хотя и он зыбок: угоняя самолет, Беленко летел на американскую военную базу Хитозэ, но облачность в этом районе заставила его сесть на гражданский аэродром.

Споры спорами, подозрения подозрениями, но теперь уже поздно о чем-то говорить, да и самого виновника чрезвычайного происшествия не спросишь - вроде как погиб человек...

Но, как оказалось, все это блеф. Беленко жив! Автокатастрофа то ли была, то ли ее просто придумали. Говорят еще, что вместо него погиб двойник. Но это тоже домыслы.

Правда же такова - все эти годы Виктор Беленко смиренно трудился в одной из американских авиационных фирм. Опять же говорят, что он готов был встретиться с советскими летчиками, приезжавшими в Америку, но те от этих встреч отказывались. Им не о чем было говорить с предателем.

Три года назад токийская телекомпания "Мехиз" задумала снять фильм о бывшем советском летчике. Режиссер Акиро Мицумори считает, что до сих пор в Японии двойственное отношение к Беленко. Одни считают его героем, сказавшем правду о СССР. Для других он просто предатель.

Киногруппе, работавшей в Америке, удалось встретиться с Беленко и взять у него интервью. Он объясняет свой поступок точно так же, как и в 1976 году. О личной жизни бывшего летчика все эти годы не было ничего известно, и японскому режиссеру удалось кое-что выяснить. Ему показалось, что Беленко не очень устроен в жизни. Живет он в штате Калифорния, скитаясь по гостиницам и мотелям. Вначале он преподавал технику и тактику воздушного боя в одной из военных академий. Со временем знания его устарели, и он переключился на чтение лекций о событиях, обычаях и традициях в СССР. Но после развала Советского Союза его лекции перестали быть актуальными. Единственное, чем отблагодарила его Америка - предоставила ему гражданство. Средства на жизнь ему приходится зарабатывать коммерцией. В свое время Беленко женился на американке, от которой у него трое детей. Однако затем развелся и оставил ей, согласно брачному контракту, дом.

Но, как сказал режиссер, унывающим Беленко не выглядит - типичный веселый американец.

В России японскую киногруппу подстерегали неудачи. Им не удалось встретиться с женой Беленко, которая сегодня живет в Липецке, а самое главное, японцев не пустили на аэродром в Чугуевке, откуда взлетел Беленко. Судьба перелетчика хоть немного, но прояснилась, а что стало с самолетом?

На голову японцев он свалился так неожиданно, что они не знали, как поступить с "подарком". Наверное, они готовы были избавиться от него, но вмешались американцы: не для того он сюда залетел, чтобы его запросто можно было отдать. Они запросили японский МИД и предложили свою помощь в расследовании инцидента. Японцы поначалу им отказали, но не исключили "возможность участия иностранных экспертов".

Только 19 сентября 64 японских эксперта и 11 американских начали подготовку МиГа к транспортировке на американскую военную базу. Самолет разобрали, поместили в чрево гигантского транспорта "Galaxy" и под эскортом 14 истребителей сил самообороны Японии доставили на базу Хякури. Летать на МиГ-25 не собирались, но оставшиеся 200 литров топлива позволяли провести статические испытания двигателя. Тяга составила 11 тонн, что соответствовало разведданным. Затем МиГ-25 облетели два "фантома", снимая с высоты спектры его излучения. Включалась и бортовая РЛС. Как потом оказалось, часть аппаратуры при включении была выведена из строя. Были взяты также образцы металла и стекла.

Только 12 октября МиГ был возвращен. И тут не обошлось без детективного фарса. Советская сторона потребовала выплатить компенсацию за ущерб, причиненный в ходе "исследований". Японцы согласились, но при условии, что акт будет составлен на борту советского судна в течение светового дня. МиГ был доставлен разобранным и упакованным в 13 контейнерах. Тара была сделана с расчетом, что ее невозможно будет вскрыть за день. Японцы не пожалели ни досок, ни гвоздей. Но они не учли, что команда судна была укомплектована дюжими молодцами, которые быстренько разметали все контейнеры. В конечном итоге японцам был выставлен счет на 7,7 миллиона рублей, что соответствовало 11 миллионам долларов. Японцы выставили ответный счет и потребовали возместить ущерб за две сломанные антенны, поврежденные Беленко при посадке в аэропорту.

15 октября все финансовые вопросы были урегулированы, и теплоход с разобранным МиГом покинул японский порт. Самолет был доставлен на Горьковский авиазавод, где его внимательно осмотрели. Естественно, он привлекал большое внимание, и разговоры о нем выплескивались за пределы завода. Вначале была идея оставить его на заводе, но это значит, что разговоры не утихнут. Самолет перекрасили и отправили в одно из авиационных училищ как учебное пособие. Возможно, и сейчас он жив, но никто не знает о его судьбе.

При подведении итогов принято считать деньги. Какой же урон нанес Беленко своей стране? Если в денежном отношении, то это будет порядка 2 миллиардов рублей. Советской стороне пришлось менять секретный шифр "ЯСС" ("Я - свой"), дающий возможность опознавать радиолокационным станциям свои самолеты. Вроде бы деньги затрачены большие, значит, и ущерб был велик. Но это не совсем так. К тому времени система "ЯСС" уже давно устарела, и ее так и так надо было в скором времени менять.

Кстати, поиздержалась и японская сторона. Памятуя о том, что в начальной фазе полета их РЛС потеряли МиГ, японцы немедленно закупили партию самолетов дальнего радиолокационного обнаружения.

Казалось бы, во всей истории выиграли только американцы. Но нет. Как выяснилось, они подложили под себя мину замедленного действия. После того как МиГ-25П был поневоле рассекречен, с него были сняты экспортные ограничения. Тут же этим воспользовался Ирак и закупил 20 самолетов. Сирия пошла дальше и приобрела 30 машин, не отстал и Алжир. В скором времени МиГи показали себя в схватках с американскими истребителями. Верх был за МиГами. "Стимулировал" Беленко и создание еще более совершенного МиГ-25ПД (перехватчик доработанный). В 1978 году авиазавод в Горьком уже освоил выпуск этих машин. На них стоял новый локатор, вооружение пополнилось ракетами, и еще был установлен теплопеленгатор, который позволял обнаруживать скрытые цели на земле. Так что худа без добра не бывает.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter