Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Хочу сказать маме, что люблю ее, а говорю: «Отстань!» Психолог Юлия Евлаш объясняет, что происходит в душе у подростка

«Переходный возраст – это взрыв мозга»

Большинство статей о переходном возрасте написаны для родителей: как вести себя с тинейджером, если он перестал делиться сокровенным и начал грубить? Что делать, когда 13-летняя школьница рыдает перед зеркалом, потому что кажется себе некрасивой? Мы решили пойти другим путем и написать подросткам о подростках, чтобы им стало хоть чуточку понятнее, что происходит у них внутри и как с этим жить. Распутать клубок эмоций помогает психолог Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Юлия Евлаш.

Юлия Евлаш
– Юлия, как-то европейские ученые предлагали продлить переходный возраст до 24 лет. А какие возрастные рамки установили бы вы?

– Первые «звоночки» переходного возраста можно заметить уже в 9–11 лет. В этот период дети неожиданно осознают, что их родители неидеальны. А еще они начинают задаваться вопросом: «Почему я должен это делать?» Например, почему я должен выполнять домашнее задание, если на самом деле мне хочется погулять с друзьями?

Подростковый период завершается, когда вчерашний тинейджер отделяется от родителей и начинает сам принимать решения, не оглядываясь на то, что скажут мама и папа. С отделением, или, говоря профессиональным языком, сепарацией, есть сложности: в моей практике встречались клиенты, которые оставались подростками и в 40, и в 50. Они все время конфликтовали с родителями, были ими недовольны – и в то же время даже не думали попробовать жить отдельно.

Порой родители сами искусственно тормозят взросление детей. Типичная ситуация: мама в разводе, личная жизнь не складывается, а хочется эмоциональной отдачи, чтобы кто-то был рядом. Вот она и удерживает возле себя сына или дочку, которым уже давно пора жить собственной жизнью.

Как-то ко мне пришла на консультацию дама возраста 60+, жаловалась на 38-лет­него сына – мол, вечера напролет играет в «танчики», жениться не хочет. Когда я спросила, почему сын живет с ней, ведь он неплохо зарабатывает и вполне мог бы снимать квартиру, она пришла в недоумение: «А зачем?»

– Наверное, невозможно найти девушку-тинейджера, которая бы хоть раз не плакала перед зеркалом, переживая, что некрасивая…

– Это одна из главных задач подросткового периода – научиться принимать себя таким, какой ты есть. В этом возрасте быть недовольным собой – норма. Все ребята мечтают стать собственной противоположностью: если нос с горбинкой – хотят прямой, если волосы волнистые – хотят ровные. Как сказал один мой клиент: «Не знаю, каким бы я хотел быть, но точно другим».

Эта проблема знакома всем, даже самым симпатичным парням и девушкам. Помню, у меня на консультации была очень красивая старшеклас­сница: высокая, суперстройная, одним словом – модель. Кажется, живи и радуйся, а она страдает: «Я же тощая, как палка, я на физкультуре первая в шеренге стою…»

К слову, если взрослые люди усиленно модифицируют себя: увлекаются пластикой, постоянно вкачивают ботокс, набивают десятки тату – это сигнал того, что они застряли в переходном возрасте. Видно, так и не смогли справиться с этой непростой задачей – принять себя такими, какие есть.


– Одна из самых частых жалоб родителей подростков – «он ничего не хочет». В чем причина такой апатии?

– У них просто не хватает внутренних ресурсов, чтобы быть активными. У тинейджера, образно говоря, происходит взрыв мозга: мысли путаются, родительские установки и требования, предъявляемые сверстниками, противоречат друг другу. Например, школьник хочет сказать маме, что любит ее, а вместо этого заявляет: «Отстань!» А потом сильно переживает, но извиниться тоже не может. На эту внутреннюю борьбу тратится очень много энергии. Получается, что от ребят требуют высокой активности – а на самом деле им хочется замереть и подкопить силы.

– Почему дети возраста 12+ так любят кучковаться, собираться в компании?

– Подросткам нужны другие подростки. Дело в том, что взрослые в эмоциональном плане с каждым годом становятся все «деревяннее». И это нормально, ведь, если бы люди бурно реагировали на каждое незначительное событие, у них бы уже давно остановилось сердце. Мы не можем дать тинейджерам, которые воспринимают мир очень остро, нужный им эмоциональный отклик. Поэтому приятели понимают их лучше, чем мамы и папы, – с этим нужно смириться.

– Какие проблемы приводят подростков к психологу?

– Самые разные: недовольство внешностью, низкая самооценка, ощущение одиночества, конфликты с родителями – например, школьник не хочет поступать в вуз, который выбрали для него на семейном совете.

У многих не складываются отношения с противоположным полом. Недавно девушка-клиентка интересовалась: «Мне уже 18, а парня никогда не было. Как думаете, это нормально?» Причем мальчикам еще сложнее, ведь от них требуют первой активности: это они должны знакомиться, приглашать на свидания. Конечно, есть ребята, которым это дается легко, но больше половины сталкиваются с проблемами.

В последние годы стало много неврозов, фобий, страхов, причем, что удивительно, детских – например, паническая боязнь насекомых. Из хороших тенденций: если раньше подростков приводили родители, то сейчас в половине случаев они обращаются сами. Стеснение – это точно не про нынешнее поколение.

– А о чем они мечтают?

– Все о том же: о красоте, любви, счастье. Мальчиков больше заботит карьера, девочек – семья и дети. Многие любят пофантазировать: «Вот стану миллиардером и куплю себе яхту…» «Хорошо, – говорю. – Представь, что и миллиард, и яхта у тебя уже есть. Какие обязанности появляются вмес­те с ними?» И подросток вдруг с удивлением понимает, что яхта требует вложений и дорогого обслуживания, а бизнесмен должен много работать и встречаться с людьми, которые ему неинтересны и порой даже неприятны. Подростки мыслят достаточно плоско и не всегда осознают, что, приобретая, ты всегда чего-то лишаешься.

– Дайте совет: как пережить этот сложный этап?

– Обращайтесь за помощью к другим: к друзьям, родителям, психологам – всем, кому доверяете. Кстати, в этот период тинейджеры часто выбирают себе учителя – взрослого, к которому они прислушиваются: это может быть школьный педагог, тренер, младшая мамина сестра… Если довериться некому, ведите дневник – это тоже помогает. И обязательно найдите кружок или секцию, где вы чувствуете себя важными и значимыми: это поможет пережить сложный этап максимально безболезненно.

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter