Переходный период

«Зебры» под надзором ГАИ
«Зебры» под надзором ГАИ

Нерегулируемые пешеходные переходы — место самых оживленных контактов между пешими и моторизованными участниками движения. Не то чтобы водители напрочь игнорировали пешеходов. Большинство останавливается и пропускает... И все же встречаются крутые, которые сигналят пешеходам и норовят прошмыгнуть перед ними там, где знак перехода есть, а светофора нет. С недавних пор Гомельская ГАИ организует скрытые дежурства у таких мест.

...Пешеходы, впрочем, тоже хороши. Пока едем к месту «засады», исполняющему обязанности командира взвода ДПС майору милиции Александру Ходько приходится периодически отвлекаться на профилактическую работу «с населением». Вот пожилая участница дорожного движения короткими бросками пробирается среди грохочущих грузовиков. До перехода — 50 метров. Приглашенная в машину молча всхлипывает: штраф для нее страшнее, чем грузовик. Наблюдая такую реакцию нарушительницы, Ходько лишь вздыхает: «На первый раз ограничимся предупреждением. Надеюсь, сделаете правильные выводы».

И вот мы наконец в «гражданской» иномарке обосновываемся у одного из переходов. Майор достает камеру. За пределами видимости ждет нашей «отмашки» экипаж в машине с фирменной раскраской ГАИ. Параллельно инспектора Андрей Туманов и Виталий Капустин ведут обычную проверку транспорта...

На переходе все в меру чинно: осмелевшие за последние годы пешеходы бодро шагают в сторону мини–рынка, автомобили терпеливо притормаживают. Так было не всегда. До сих пор пешеходы постарше к собственному приоритету относятся с недоверием, упорно отказываются ступать на проезжую часть, если рядом есть машина.

Александр Ходько выросшую дисциплинированность автомобилистов на переходах связывает как раз с дежурствами:

— В первый день мы за два часа с десяток нарушителей задержали! А потом все меньше... У них «радио» работает. Друг другу рассказывают о том, что ГАИ на переходах наблюдает. Вот и насторожились. Собственно, этого мы и добивались.

А вот и наш клиент. Легковушка надменно пересекает переход, заставляя пару домохозяек попятиться. Сняв эпизод на видео, Ходько берется за рацию:

— Красный «Фольксваген», номер... Не пропустил пешеходов.

Через несколько минут по радио доносится: «Подъедьте». Это значит, что нарушитель не согласен с обвинениями, доказывает, что был прав. Надо показать ролик — камере что–то доказывать бесполезно. К нашему прибытию у патрульной машины огорченно топчется солидный с виду водитель. Он считает претензии ГАИ необоснованными:

— Да чтобы я пешеходов не пропустил! Да никогда в жизни...

По мере просмотра записи разговор меняется:

— Нет, ну они же пропускали меня... Хотя... Да, чего тут отрицать — был не прав.

Инспектор составляет протокол, а мы возвращаемся к переходу. Сегодня нарушители, как сговорившись, все на «Фольксвагенах». За час дежурства передаем данные на три машины. За рулем отнюдь не молодежь, вчера получившая водительское удостоверение. Зрелые дядьки при должностях. Объяснения не отличаются разнообразием: «Они стояли», «Я успевал»... Но особого желания спорить с милиционерами не возникало ни у кого.

Напоследок еще один «Фольксваген» красного цвета по–хозяйски пронесся по луже перед женщиной с ребенком. Те привычно уворачиваются от брызг и продолжают путь. Ходько диктует в микрофон номер... В следующий раз этот водитель будет более уважителен к окружающим.

Комментарий

Валерий КРУПСКИЙ, начальник УГАИ УВД Гомельского облисполкома:

— За прошлый год в области на нерегулируемых пешеходных переходах 68 человек были ранены, семеро погибли. В нынешнем году — уже два смертельных случая, пять человек травмированы. Эта проблема не может нас не волновать. Как показала практика, скрытый контроль и видеонаблюдение дали хороший эффект: за очень короткое время число нарушений, зафиксированных инспекторами, резко пошло на убыль.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter