Переходный период зашел в тупик?

Так называемые молодые демократии в Восточной Европе испытывают проблемы с формированием дееспособной власти
Так называемые молодые демократии в Восточной Европе испытывают проблемы с формированием дееспособной власти

На днях литовский сейм отверг кандидатуру Зигмантаса Бальчитиса, которого президент Валдас Адамкус предложил в качестве нового премьер–министра страны. Таким образом, уже подходит к концу месяц, когда Литва живет без полноценного правительства. Но и это еще не предел. В Украине срок безвластия в несколько раз больше. В Польше тоже лишь недавно, после полугодового правительственного кризиса, удалось сформировать кабинет, который поддерживает большинство в парламенте. Здесь же можно вспомнить патовую ситуацию после недавних всеобщих выборов в Чехии, когда побежденный отказывался признавать поражение и обещал за нарушения подать в суд на победителя. Этот ряд можно продолжать, в той или иной степени все так называемые восточноевропейские молодые демократии испытывают неимоверные проблемы с элементарным формированием правительств.

Справедливости ради нужно отметить, что «старая Европа» также испытывает проблемы с этим же. Однако яркие и свежие примеры Германии и Италии показывают, как можно найти выход из еще более сложной ситуации (противоборствующие партии на тамошних выборах получили практически одинаковое количество голосов, разница между ними была ничтожная, в сотые, десятые процента). Почему же их пример не является заразительным для неофитов ЕС?

«Новая Европа» не может похвастаться долгими традициями демократии, парламентаризма, цивилизованной политической борьбы. Зато Варшава, Вильнюс и иже с ними могут много чего рассказать старшим товарищам о коррупции и интригах в высших эшелонах. Политические кризисы в Восточной Европе возникают чаще всего по этим причинам, а если даже формально тому виной примерное равенство результатов народного голосования (как в Германии и Италии), то, как правило, недобранные голоса тоже пытаются компенсировать каким–нибудь громким скандалом.

Опыт Литвы во многом показателен. Основную роль в провале голосования по кандидатуре премьер–министра сыграли депутаты самой крупной фракции Партии труда. Их негативизм совершенно естественный. Во–первых, им никто не обещал министерских портфелей в новом правительстве, а во–вторых, свежи воспоминания, как их представителей вынудили уйти из прежнего кабинета. Шум был неимоверный, партию и ее лидера, Виктора Успасских, обвинили в получении средств от спецслужб России. Любопытно, что во время провального голосования по кандидатуре Бальчитиса «трудовиков» поддержала партия экс–президента Литвы Роландаса Паксаса, которого также отправили в отставку, найдя темный российский след в его деятельности на посту главы государства. И похоже, что перманентный политический кризис мало кого по–настоящему волнует. Все–таки министерские кабинеты не пустуют, статус и.о. никто не отменял, и вместе с тем сложившаяся ситуация позволяет снять с себя ответственность за проведение реформ в стране, обещанное гражданам приближение уровня жизни к евросоюзовским стандартам и т.д.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter