Какой музыке звучать на улицах?

Переходное искусство

28-летний Александр увлекся музыкой еще  в школе, мечтал научиться играть на каком-нибудь инструменте.
А в 19 лет решился на освоение саксофона.
Что делает отдельно взятый город привлекательным для туристов? Кто-то скажет: достопримечательности — памятники архитектуры, особенности кухни, природные изюминки в виде гор, моря и так далее. Однако, полагают матерые путешественники, все эти “магнитики” — зрелище на один раз. Гораздо больше туристов интересует местный колорит, а именно уличная культура, которая уникальна в каждом поселке даже в пределах одной страны. Эксперты в сфере въездного туризма прочат Минску большое будущее. Здесь есть на что посмотреть. Но важно, чтобы было и что услышать. Впрочем, местные власти не бездействуют. Недавно было решено продолжить проект по организации уличных музыкантов в единое сообщество. Предполагается, что вскоре в столице появятся туристические зоны, где каждый желающий сможет по достоинству оценить уличную культуру города. А что по этому поводу думают сами музыканты?

Станция метро “Каменная Горка”. Здесь, в подземном переходе, прочно обосновался 50-летний Виталий с потрепанной гармонью-двухрядкой. Он рвет меха, наяривая “Подмосковные вечера”. У музыканта-самоучки удобный складной стул, который, однако, практически все время простаивает без дела. Виталию интереснее приплясывать в такт музыке, кречетом пройтись вслед за приглянувшимся прохожим.

— Ай, не приставайте, нет у меня копеек! — смеется женщина с ребенком.

— А и не нужны мне деньги. Ты послушай, красавица, песню. Как раз для тебя ее приберегал, — тянется вслед хохочущий музыкант, заводя коронный номер в виде какой-то разбитной польки.

Виталий действительно в переходе скорее не работает, а развлекается: “Мне весело, отчего бы и народ не повеселить?” Деньги, правда, тоже нужны. Хотя и не ставит себе цели заработать за вечер определенную сумму. Набросали на хлеб — и ладно. Добавили “масло” — слава Богу! Устраивает “гастрольный чес” в переходе Виталий тоже не часто — по настроению, пару раз в неделю.

Станция метро “Уручье”. Павел с акустической гитарой подпирает стенку. Играет, что называется, на трех аккордах. Но не шестиструнка главный инструмент парня, а голос. Он запевает какой-то зарубежный шлягер практически а капелла, звона струн почти не слышно. Павел — студент консерватории, он будущий певец. В переходе же избавляется от излишней застенчивости и заодно практикуется. Признается, что пытается менять тембр голоса, подбирать песни, ориентируясь исключительно на реакцию прохожих. В дальнейшем, предполагает, такая практика поможет ему лучше понимать настроение слушателей и тем самым продвигаться по творческой лестнице. А еще не нужно забывать, что Павел — всего лишь среднестатистический студент с не менее средней стипендией. Заработок в переходе — хорошее подспорье к выделяемой государством помощи. За пару часов вокальных экзерциций певец в некоторые дни может “поднять” 20—30 рублей.

В подземном переходе на станции “Фрунзенская” толпится десяток людей. Из центра круга разносится хрипотца саксофона — одного из самых “уличных” инструментов в мире. Александр Жилач не претендует на то, чтобы его композиции узнавали. Он играет сложную импровизацию, но нужно отдать должное — мелодия завораживает. Поток мелких монет в чехол от инструмента практически непрерывен.

В отличие от своих коллег по уличному цеху Александр от беседы не бежит. Смотрит на часы, показывает жестом: еще 10 минут и баста. Жду, предварительно в знак серьезности намерений высыпав в чехол пригоршню мелких копеек.

28-летний Александр увлекся музыкой еще в школе, мечтал научиться играть на каком-нибудь инструменте, а в 19 лет решился на освоение саксофона: “Сидел с товарищем дома, на кухне. Слушали что-то из джаза. За окном — крупными хлопьями снег, волшебная атмосфера. И тогда-то что-то щелкнуло в голове. Саксофон — и только!” Тренировался сам, брал уроки игры у частных преподавателей. 

А через некоторое время вышел играть в переход на станции метро “Фрунзенская”. Просто для того, чтобы попробовать свои силы. Александр хорошо помнит это ощущение. Была робость, была неуверенность. Играл в солнцезащитных очках, чтобы спрятать глаза. Но недолго. Увидел, как прохожие реагируют на звуки благородного инструмента. 

И втянулся.

— Были периоды, когда я играл каждый вечер на протяжении месяцев. И, поверьте, заработок для меня был не на первом месте. Главное было ощущение своей полезности. Я видел, как улыбаются прохожие. Значит, их зацепило представление. Человек хотя бы на короткий миг очнулся от захватившей его по пути с работы серости. Я верю, что такой “проснувшийся” пойдет дальше и сделает что-то хорошее, доброе для других людей, своей семьи.

Заработок тоже был. Иногда весьма ощутимый. Именно заработок. 

В советские времена уличная культура зазвучала полноголосно во времена перестройки. Правда, тогда на первых порах она скорее была аккомпанементом для основного промысла нищих и побирушек — площади, подземные переходы, электрички и даже рейсовые автобусы заполонили разных мастей попрошайки. Слезные песни бродячих артистов вызывали сострадание и благородный порыв щедрости у зрителей. Со временем музыка городов эволюционировала. Сегодня она уже не давит на жалось, а создает светлое настроение и приобщает спешащих и погруженных в свои проблемы прохожих к вечному и прекрасному. Это зрелищно. Позитивно. В некотором роде возрождается и классический уличный театр. Пусть нередко и одного актера. Во многих странах Западной Европы, США подобный масскульт не только развит, но и стал своеобразным брендом, неизменно привлекающим туристов.

Уличные музыканты создают светлое настроение и приобщают  спешащих и погруженных в свои проблемы прохожих к вечному и прекрасному. Это зрелищно. Позитивно.
Во многих странах  Западной Европы, США подобный масскульт не только развит, но и стал своеобразным брендом, неизменно привлекающим туристов
Фото weddingphotoandvideo.ru

Александру Жилачу довелось играть за рубежом на площадях не одного десятка городов. Звуки его саксофона слышали прохожие Праги, Милана, Барселоны, Берлина, Батуми, Амстердама. И везде своя специфика. В Мадриде запрещено использовать электронное оборудование. А вот лицензию на уличную игру (выдается на несколько лет) получить можно бесплатно. Правда, ждать решения местных властей придется несколько недель. 

В Берлине нельзя играть в местах концентрации туристов. На окраине уличного музыканта не тронет ни один полицейский. Здесь тоже можно получить разрешение на официальную игру. Только уже платно. 

“Я заплатил бы, — убеждает Александр. — Однако ждать пару недель мне было не с руки”. В Праге есть специальная улица, где каждый желающий может заниматься творчеством. Правда, на рождественские праздники оттуда все уличные импровизаторы изгоняются законом. В Амстердаме с некоторых пор самые туристические места сделали “красными зонами” для музыкантов. Кто от этого выиграл — непонятно, сокрушается Жилач.

Александр не единственный, кто гастролирует сам по себе. Среди его единомышленников-соотечественников есть такие, для кого путешествие становится едва ли не смыслом жизни. Правда, миф о том, что такие гастролеры зарабатывают большие суммы, разбивается о суровую реальность. Проблем в такой кочевой жизни хватает. Регулярно возникают неприятности с местными правоохранительными органами (ведь играют приезжие музыканты зачастую нелегально). Александра не раз прогоняли с насиженного места. Чаще всего обходилось предупреждением и профилактической беседой, но однажды в Амстердаме получил солидный штраф в 180 евро.

В нашей стране также существуют четкие рамки для уличных певцов, гитаристов, скрипачей, гармонистов. Как-никак закон о массовых мероприятиях никто не отменял, так же как и статью за нарушение общественного порядка. Закон есть закон. Хотя обиженные уличные музыканты признают: дальше предупреждений и просьб покинуть переход дело почти никогда не идет. 

Чтобы минимизировать такие разногласия, минская мэрия уже не первый год пытается перевести стихийное сообщество музыкантов в цивилизованное русло. В 2012 году Минск подтянулся-таки до уровня крупнейших городов мира. Речь идет о брендовой пешеходной улице, где может спокойно прогуляться турист, прикупить сувениров и послушать песни. Улицу Карла Маркса в летнее время стали закрывать на выходные для транспорта. Туристы повалили валом. Правда, музыка играла совсем недолго. Возмутились местные жители, забросавшие горисполком жалобами на шум и гам. 

Меры были приняты. Пешеходная улица в 2014 году “переехала” в Верхний город. Дело вроде бы пошло в гору. Но, говорит Александр, не все так однозначно: 

— Допустим, в Минске 50 уличных музыкантов. Если всех их собрать на одном пятачке, получится какофония, которая лишь отпугнет туристов и окончательно поставит крест на красивой уличной культуре. 

Сейчас минские власти вышли с новой инициативой: ожидается, что в мае всем уличным музыкантам предложат выйти из тени. Для них собираются организовать 12 площадок для официальных выступлений в подземных переходах. Такое решение готово принять Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома.

Проект будет называться “Музыкальная карта Минска”. Предположительно, помимо центра, “карта” охватит переходы у торгового центра “Столица”, рядом со станциями метро “Пушкинская”, “Площадь Якуба Коласа”, “Партизанская”, “Могилевская”, “Малиновка”, “Петровщина”, “Каменная Горка”, переход возле ГУМа и так далее.

Первый заместитель начальника Главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома, начальник управления культуры Виталина Рудикова рассказала, что этот шаг будет логическим продолжением развития уличной культуры в столице после прошлогоднего фестиваля “Пешеходка”. Фестиваль проходил в Верхнем городе каждую субботу. Практика показала, что музыкантов приходит послушать большое количество жителей и гостей Минска. Так почему бы эту ставшую популярной идею не развить?

Художественный руководитель ГУ “Минскконцерт” Елена Родионова говорит, что цель нового проекта — превратить уличных музыкантов в узнаваемые фигуры:

— Сегодня многие люди играют в подземных переходах, но это происходит стихийно. Мы хотим объединить всех. Если все получится, на выступления музыкантов будет приходить больше народа. А у туристов сложится более серьезное мнение о нашей уличной культуре.

У Александра Жилача свой взгляд на эту ситуацию: 

— Не секрет, что успех игры напрямую зависит от места действия. Там, где больше народа, эффект будет выше. Как в смысле отдачи, так и заработка. 

Я опасаюсь, что для музыкантов откроют “тихоходы”, где пешеходный трафик незначительный. Это во-первых. Во-вторых, сегодня мы уже не делим территории, как десять лет назад, однако обидно заглушать друг друга.

Чтобы получить разрешение выступать на специально выделенной для этого площадке, музыкантам нужно будет оставить заявку “Минскконцерту” в сети интернет. Однако это еще не все. Всем претендентам предстоит пройти кастинг-прослушивание на фестивале “Звуки улиц” 13 мая. Если жюри одобрит репертуар и стиль игры, музыкант получит годичное разрешение “лабать” на одной из 12 площадок. 

— Кто будет оценивать нашу игру? Что за комиссия? Даже музыканты не всегда понимают друг друга. Человек с классическим музыкальным образованием будет стремиться к “высокому слогу”. Уличный музыкант-самоучка непременно попытается импровизировать. Оперный певец вряд ли оценит по достоинству вокальные данные исполнителя песен в стиле хип-хоп...

Александр признается: “Нам не нужна слава, нам не нужно, чтобы нас узнавали зрители! Нам важно вызвать эмоции у случайного человека”.

Гармонист Виталий из перехода на “Каменной Горке” говорит, что не слышал о грядущих новшествах. Он садится на свой одинокий стул и дует на озябшие пальцы. Смешливые морщинки вокруг глаз блекнут, исчезают:

— Мне весело, я веселю прохожих. Разве это плохо? Вот вы сейчас рассказали о каких-то площадках, прослушиваниях, разрешениях. Мне уже не весело, пойду домой. Буду лежать на диване. Кому от этого лучше станет?

Мнения по поводу


Михаил Дриневский, председатель общественного объединения “Белорусский союз музыкальных деятелей”, народный артист Беларуси, главный дирижер Национального академического народного хора им. Цитовича:


— Уличная музыка пришла к нам с Запада, и ничего плохого в ней нет. Если играют культурно — это плюс и городу, и всей городской среде. Но бывает, увы, и наоборот: слышны агрессия, какофония звуков, просто непрофессионализм. Такие музыкальные картинки наш Минск, думаю, не красят. И кому же, как не городским властям, определять, что должно звучать на улицах? Я думаю, всему свое время и место. Мне сложно представить серьезного, состоявшегося музыканта, играющего на улице. Это все-таки занятие для молодых, для студентов, позволяющее заработать какие-то минимальные деньги. Хорошая практика, неформальное общение со слушателем, если таковой есть. Уличная музыкальная культура имеет право на жизнь. Но хорошо когда она перерастает свой уличный уровень и становится чем-то большим. Мне кажется, что такое решение Минского горисполкома продиктовано заботой о людях, об их комфортном проживании в городе. Никто никому мешать не должен.

Михаил Финберг, народный артист Беларуси, художественный руководитель Государственного концертного оркестра Беларуси:


— К уличной музыке я отношусь положительно, если музыканты работают над звуком, не гремят. Это пропаганда культуры в доступной и живой форме. Часто вижу уличных музыкантов в районе станции метро “Площадь Победы”. Ребята не пьют, не курят, не бранятся в общественном месте — почему это должно вызывать у меня отрицательные эмоции? Вижу, что они стараются и их творчество вызывает интерес у случайных прохожих. Важно стимулировать ребят к творческому росту. Если за ними будут закреплены те или иные площадки, они будут больше на виду, появится здоровая конкуренция. Знаю, что среди участников нашего оркестра, в котором много аспирантов, уличных нет. У моих музыкантов совершенно другие задачи. Я не против инициативы Мингорисполкома, это приведет к большей системности.

Валерий Иванов, народный артист Беларуси, композитор:


— Ни в коем случае уличную музыку не стоит запрещать, а вот упорядочить стоило бы. Честно говоря, когда играют в электричке и проходят мимо тебя с кепкой, испытываю какую-то человеческую неловкость. Как будто от тебя что-то требуют... На улице все по доброй воле: хочешь — плати, хочешь — нет, проходи мимо. Больших проблем с репертуаром не замечаю: на улицах и в переходах играют известные произведения Моцарта, музыку Евгения Доги и  Нино Рота из кинофильмов. Нигде не слышал в Минске откровенно вульгарных блатных песен. Все довольно интеллигентно: гитара, аккордеон, скрипка, вокал... Музыкальное искусство в любом своем виде еще ни одному человеку не навредило. 

Иван Кирчук, лидер этно-трио “Троіца”:


— На Западе мы получали разрешение от городских властей играть в том или ином месте два часа, а потом переходить на другое. Там это все довольно жестко контролируется и не пущено на самотек, так что, как я понимаю, минские власти взяли на вооружение евпропейский пример. Это правильно. В разных местах должны играть разные музыканты. Тяжело слушать с утра до ночи одну и ту же музыку. Знаю, что в Ньй-Йорке очень большой конкурс среди музыкантов за право играть в переходе в метро, потому что в день можно заработать до 80—90 долларов. И там играют те, кто уже выпустил пять музыкальных дисков и не считает это зазорным. И очень лояльное отношение к музыкантам со стороны самих ньюйоркцев.

Другой вопрос, кто сегодня будет определять: достоин музыкант выступать на улице или нет? Мы ведь в советское время все это проходили: были и худсоветы, и прослушивания репертуара вокально-инструментальных ансамблей... Вся музыка проходила жесточайший отбор. Знаю, что я на себя такую ответственность сегодня не взял бы. Потому что есть бардовская песня, и панк-рок, и джаз, и во всем этом надо безупречно разбираться и понимать. А это может быть не близко тебе чисто по-человечески, по духу. Значит, определять, кто может и достоин играть на улице, должны не только чиновники, но и сами музыканты, композиторы.

infong@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter