Переход наличности

О ситуации на мировых рынках

Вчера Ангела Меркель напрямую, без посредников из Брюсселя и массовки из других государств Евросоюза, разговаривала с греческим премьер–министром Йоргосом Папандреу. Задача германского канцлера состояла в том, чтобы заставить Афины придерживаться плана жесткой экономии. В противном случае Германии сложно убедить международных кредиторов (а в первую очередь, пожалуй, собственных налогоплательщиков), что эту разорившуюся страну следует спасать от дефолта. Если греки отчетливо не продемонстрируют свой инстинкт самосохранения, то новых траншей они не получат и где–то в середине октября вынуждены будут отказаться платить по счетам. Печальная перспектива заставляет многих нервничать.


Впервые очень резко по Евросоюзу «прошелся» Барак Обама. «Они переживают финансовый кризис, который пугает весь мир, — отметил он. — Они пытаются принять важные решения, но вот их реализация явно хромает». Впрочем, у американского президента своих финансовых проблем невпроворот. Вспомним, как Америка сама оказалась на грани банкротства из–за того, что законодатели отказались повышать потолок госдолга. Аналитики прогнозируют, что Обаму в скором времени ждет еще более суровая схватка за новый бюджет.


А пока тревожные взоры обращены в сторону Европы.


Фактически Греция уже давно банкрот. И только нежелание Германии и Ко компрометировать евро и европейскую интеграцию как таковую держит эту страну на плаву. По информации, просочившейся в прессу, на ежегодном собрании МВФ, прошедшем в воскресенье, договорились списать Афинам половину долгов. Якобы также собираются увеличить европейский стабфонд с нынешних 440 миллиардов евро чуть ли не до 2 триллионов. Правда, взамен Меркель требует лишать закоренелых должников части суверенитета. Суть ее предложения, а точнее, требования в том, что Брюссель получит право «отменять» бюджеты тех государств, в которых бюджетный дефицит превышает пороговое значение в три процента.


Пока, правда, неясно, будет ли задействован этот план полностью, официальные лица ЕС пытаются дезавуировать само его существование. Однако понятно, что действовать Брюссель и Берлин должны быстро и решительно. Мировым рынкам, которые в последнее время сильно перенервничали, срочно нужна валерьянка.


Особенно заметны колебания на валютных рынках. Причем странные вещи происходят не с евро или долларами (их, как раз наоборот, в кризис принято усиленно скупать), а с денежными единицами других государств. В разной степени трудные времена переживает не только белорусский рубль.


Так, агентство Bloomberg подсчитало, что в третьем квартале больше других в Евросоюзе подешевел польский злотый — на 16,3 процента к доллару. Из–за этого польский Центробанк впервые с 2000 года, т.е. с тех пор, как злотый стал полностью конвертируемым, вынужден был начать валютные интервенции. Тем же самым сейчас занимаются и российские власти, где население бросилось в обменники на фоне 15–процентной девальвации рубля по отношению к доллару в третьем квартале. А украинские власти распорядились менять валюту только по паспорту. Напомню, эта мера ждет вскоре и белорусов...


Разумеется, пока нефтяные сверхдоходы позволяют российскому ЦБ выбрасывать на рынок по два — два с половиной миллиарда долларов ежедневно, чтобы удержать рубль от обвала. Однако, как прогнозируют финансовые аналитики, если цена барреля поползет вниз, то удержать курс российского рубля будет невозможно. По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, российская национальная валюта еще даже не нащупала дно и при пессимистическом сценарии к декабрю 2012 года доллар может подорожать до 40 рублей (сейчас около 32).


Не добавляют пока стабильности и пертурбации в российском руководстве. Публичная перепалка между Дмитрием Медведевым и Алексеем Кудриным привела к отставке министра финансов. Российского высокопоставленного чиновника, которого на Западе частенько называли «лучшим министром финансов», тем не менее отличала склонность к опрометчивым высказываниям. Это, кстати, не раз могли наблюдать и минские журналисты, когда, после заявлений Кудрина в кулуарах, ситуацию приходилось «разруливать» руководителям делегаций... А ведь деньги любят тишину. На этот раз главный казначей своеобразным образом отреагировал на новость о том, что в президенты будет баллотироваться Владимир Путин, а Дмитрий Медведев возглавит правительство. Г–н Кудрин тут же объявил о том, что у него с Медведевым «имеются разногласия». Дмитрий Медведев отчитал подчиненного, в том числе и за то, что глава минфина «проговорился», находясь в США. По его словам, появилась «целая категория граждан, которая для того, чтобы важные заявления сделать, отправляется за океан...». Конечно, на чужой роток не накинешь платок, но и субординацию еще никто не отменял. Поэтому и получилась такая занятная и поучительная история. В ней переплелось все: и деньги, и власть, и политические амбиции...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter