Переход без хлопот

От Гродно до пункта таможенного оформления «Брузги» всего 20 километров...

От Гродно до пункта таможенного оформления «Брузги» всего 20 километров. На автомобиле такое небольшое расстояние преодолеваешь всего за четверть часа. А потом, уже возле белорусско–польской границы, попадаешь в хвост очереди. На первый взгляд она кажется не такой уж и большой. Но стоишь там часами, бывает, что до полусуток, чтобы затем попасть за шлагбаум.


Такая картина еще недавно омрачала поездки за границу не только в «Брузгах», но и в других ПТО. Кто же постоянно, днем и ночью, тормозил движение?


Однозначно «солярочники»! Так прозвали в народе спекулянтов белорусским топливом. Они делали в сутки по нескольку «ходок» в ближайший польский город Кузницу. Сливали из вместительного бака солярку, а потом возвращались. Чтобы не тратить время в очереди, они бесцеремонно в нее врезались. На заранее подготовленное такими же «предпринимателями» удобное место. Вот и получалось, что очередь постоянно буксовала и проехать за границу другим людям было сложно. Тщательно спланированный топливный рынок на колесах с каждым годом набирал обороты. Но теперь ситуация совершенно иная.


В этом я убедился сам, когда недавно побывал в ПТО «Брузги». Перемены видны сразу. В спокойной очереди, которую никто теперь не разрывал на «блатные» части, насчитал всего два десятка легковых машин. Специально обратил внимание на время. Чтобы пройти пограничный и таможенный контроль, водителю и пассажирам требовалось не более получаса.


Таковы первые итоги действия принятого 10 июня 2011 года постановления Совета Министров «О некоторых вопросах регулирования вывоза автомобильного топлива с территории Республики Беларусь». Заместитель начальника Гродненской региональной таможни Виктор Гуреев не скрывает, что после вступления этого документа в силу возникало немало проблем, но они быстро решались:


— О новых правилах вывоза топлива, как и других товаров, мы сразу же проинформировали во всех доступных источниках, вывешивали тексты постановлений. Одновременно поставили в известность своих коллег в Польше и Литве. Оперативную информацию о пересечении гражданами границы получали в Гродненской пограничной группе. Конечно, все нюансы сразу трудно полностью учесть, поэтому теперь идет работа над решением возникших вопросов. Я убежден, что люди, не занимающиеся спекулятивным вывозом товаров, даже не заметят нововведений на таможне. Только спасибо скажут. Именно благодарность я услышал от немолодого жителя Минска, который направлялся с семьей в Польшу. Он сказал, что впервые за много лет едет за границу, как нормальный человек, без хлопот и томительного простоя.


Такая же картина в эти дни наблюдается и в пункте таможенного оформления «Берестовица», а также на литовском направлении — в ПТО «Привалка». Очереди там фактически исчезли, количество легковых автомобилей уменьшилось почти втрое. Скажем, если за неделю до введения ограничений в течение суток в трех пунктах на выезд следовало около 3.300 машин, то теперь в один из дней, например, зафиксировано всего 1.211. Любопытны цифры по «Брузгам» — самому большому таможенному комплексу. Раньше в сутки выезжало примерно 1.700 — 1.800 легковушек, нынче — 570 — 580.


«Солярочники», которые пытаются чаще чем один раз в 5 суток выехать за границу, пока перевелись. На трех ПТО только за одни сутки возвратилось домой 176 автомобилей, а за первые полтора дня после введения товарных ограничений — 430. Некоторые водители, получив официальный запрет на вывоз топлива, просят выдать им справки, подтверждающие этот факт. И таможенники идут навстречу, более того, тщательно разъясняют положения новых документов.


Может возникнуть вполне резонный вопрос: «Если поток легкового транспорта на границах с Польшей и Литвой значительно уменьшился, то и у сотрудников Гродненской региональной таможни убавилось работы?» Виктор Гуреев на эту ситуацию смотрит по–другому:


— Уверен, что затишье временное. Ведь многие люди не ехали своим транспортом за границу лишь потому, что не хотели подолгу стоять в очереди, особенно когда в салоне маленькие дети. Но машин скоро прибавится. К тому же в создавшихся условиях работники таможни смогут более тщательно выполнять свои обязанности. А если понадобится, то некоторых сотрудников переведем на грузовой терминал, — это обычная практика.


Виктор Гуреев обратил внимание и на особенность приграничного региона: после того как 11 июня 2011 года было принято Постановление Совмина «О некоторых мерах по защите потребительского рынка», не выявлено случаев незаконного вывоза товаров, ограниченных этим документом. Редко кто воспользовался и уплатой специального сбора на товары сверх установленных норм. Только на ПТО «Привалка» три человека по закону рассчитались за сахар, один — за сигареты.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter