Военному ведомству неоднократно приходилось открывать глаза и разъяснять некоторым «свядомым» политикам особенности и закономерности военного строительства последних лет. Конечно, можно было бы отмахнуться от явно некорректных сопоставлений, приведенных, например, экс-проректором БГУ, ученым-химиком, а ныне функционером от Объединенной гражданской партии господином А. Павловым, который в своей статье по поводу военных расходов Беларуси, размещенной на одном интернет-сайте, называет их чрезмерно гипертрофированными. Провоцируя общественность противопоставлением расходов на образование и оборону, автор проявил не только вопиющую некомпетентность в данном вопросе, но и явно перехимичил.
Господин А. Павлов придумал принципиально новый, доселе не применявшийся подход в оценке оборонного бюджета государства. Не по доле военных расходов в ВВП, как это принято во всех странах, в том числе и на Западе, а по расходам на одного военнослужащего (?) (как небезызвестный булгаковский персонаж Шариков — поделил на всех). В результате получилось, что на одного военнослужащего у нас якобы тратится народных денег в 10 раз больше, чем на учителя. Сразу оговоримся, что методика экс-проректора антинаучна и примитивна. Во-первых, военный бюджет государства обеспечивает целый комплекс военно-политических, военно-технических и собственно военных мероприятий обеспечения безопасности страны, требующих соответствующего финансирования.
Во-вторых, военные расходы в нашей стране трудно назвать гипертрофированными. За прошедшее десятилетие максимальный размер военного бюджета в Беларуси составлял всего 1,48 % от ВВП. А расходы Министерства обороны в 2009 году составили чуть более 1 % от ВВП. Кстати, из них 79,6 млрд. рублей было потрачено именно на финансирование образования. Для сравнения: натовский стандарт военных расходов составляет 2 % от ВВП.
В-третьих, бюджетные расходы на развитие образовательной системы в нашем государстве традиционно одни из самых высоких на постсоветском пространстве. Как результат, по оценке ООН, Беларусь отнесена к группе стран с высоким уровнем человеческого развития, одним из показателей которого является уровень грамотности и охвата населения школьным образованием.
В 2008 году ЮНЕСКО опубликован доклад, согласно которому наша страна принадлежит к группе государств с самыми высокими расходами на образование. А господин А. Павлов, якобы подкрепляя свои соображения аргументами, приводит сведения о расходах на образование в иностранных государствах, умышленно замалчивая вторую часть вопроса. А ведь пропорции говорят сами за себя:
Расходы Расходы
Страна на образование на оборону
(% от ВВП, 2009 г.) (% от ВВП, 2009 г.)
Республика Беларусь 5,5 1
Российская Федерация 4,2 2,1
США 5,3 3,4
Франция 5,7 2,5
Великобритания 5,6 2,2
Польша 5,5 1,9
Греция 4,4 2,7
Болгария 4,5 2,6
Цифры свидетельствуют о том, что в большинстве государств расходы на образование превышают расходы на оборону не более чем в два раза. В Беларуси эта пропорция составляет 5,5 к 1. В целом она будет сохранена и в 2010 году.
Вызывает искренне удивление и вопиющее незнание партийным функционером и Основного Закона страны — Конституции, на положения которой он неуклюже пытается сослаться, утверждая, что «в нашей Конституции провозглашен принцип нейтралитета Беларуси».
В ответ достаточно только процитировать статью 18: «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным». Как видите, автором обсуждаемого материала применена обычная подмена понятий. Между стремлением стать и провозглашением свершившегося — громадное расстояние.
Сегодня мы вынуждены констатировать то, что внешние условия для военного нейтралитета нашей страны еще не созданы. Так что с провозглашением нейтралитета господин А. Павлов явно поторопился. Разумеется, военное ведомство прекрасно отдает себе отчет, в сколь сложной обстановке политического, информационного и экономического давления приходится сегодня работать. И не случайно экономический эффект от реформирования Вооруженных Сил Беларуси в 2001—2006 годах составил более 300 миллиардов рублей. Так что периодически появляю-щаяся в ряде западных и оппозиционных источников провокационная информация о якобы милитаризации Беларуси, мягко говоря, не соответствует действительности. Одновременно вполне правомерно поставить вопрос, как и каким образом в условиях достаточно жесткой экономии средств и оптимальных оборонных расходов в нашей стране удается поддерживать необходимый уровень обороноспособности?
Американский стратегический центр Forecast International в одном из исследований указывал на данный феномен Беларуси. По мнению аналитиков, Беларусь является весьма тяжелым случаем для исследователей: «Страна фактически не участвовала ни в одной войне с соседями, не имеет никаких агрессивных территориальных проектов и, насколько известно, не предоставляет убежище и не проводит учений для террористических групп внутри страны». При этом Беларусь обладает достаточным военным потенциалом.
Никакого противоречия в этом нет. Речь идет только о том, чего так и не поняли ни западные аналитики, ни местные оппозиционные функционеры. Их предтечи также на протяжении многих десятилетий пытались раскрыть тайну феномена экономической победы СССР над фашизмом, а в последующем обретение мощнейшего военного потенциала, сделавшего саму классическую войну иррациональной. Главное же в том, что никакими цифрами нельзя измерить безопасность страны, гарантирующую мирное будущее нашего народа и являющуюся главным условием для его учебы и мирного созидательного труда.
Вячеслав РЕМЕНЧИК, начальник пресс-службы Министерства обороны