Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Украине Валентин Величко ответил на вопросы «СГ»

«Переговоры всегда эффективнее спецпошлин»

БЕЛАРУСЬ и Украина — страны-соседки. И этим все сказано. У нас не только территориальная, а и ментальная близость. Глубоко связывают столетия совместной истории, общие ценности, на которых воспитывалось не одно поколение. На протяжении последних пяти лет Украина по объему товарооборота входила в тройку стран — крупнейших внешнеторговых партнеров Беларуси. Наша южная соседка — вторая в СНГ в списке импортеров белорусской продукции. И несмотря на сложную ситуацию, задолженностей по оплате нет, а Киев заинтересован только в расширении сотрудничества.

Как сегодня развиваются торгово-экономические отношения наших стран и чем живут простые украинцы? Об этом — в интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Украине Валентином ВЕЛИЧКО.

— Валентин Владимирович, торгово-экономические отношения между странами в прошлом и начале нынешнего года были несколько омрачены проблемами во взаимной торговле, которые, впрочем, были вскоре разрешены. При этом обе стороны постоянно подчеркивали стратегическую важность и стабильность своих дружеских отношений. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

— Украина — один из основных торговых партнеров нашей страны не только на протяжении последних пяти лет. Это наш традиционный торговый партнер. Назову цифры, но прежде хотелось бы отметить, что читать их можно по-разному.

Товарооборот по итогам 2015 года практически сопоставим с данными 2007 года: 3,47 миллиарда долларов США в 2015 году и 3 — в 2007-м. Но сальдо внешней торговли в 2007 году было не в нашу пользу, а в 2015-м мы ушли в плюс —  1,5 миллиарда. В 2008 году товарооборот был выше — 4,89 миллиарда, при этом экспорт был сопоставим с данными 2015 года: 2,77 миллиарда долларов в 2008-м и 2,52 —  в 2015-м. 

О чем это говорит? Положительное сальдо по итогам 2015 года в три раза больше. В 2009 году начался мировой кризис, который затронул Украину и Беларусь, что, естественно, стало причиной существенного падения товарооборота до 2,98 миллиарда при положительном сальдо внешней торговли в 400 миллионов долларов.

2010—2012 годы характеризовались ростом с достижением пика в экспортных поставках в размере 5,55 миллиарда долларов при товарообороте 7,86 миллиарда, после чего началась вторая волна кризисных явлений. В последующие два года товарооборот уменьшался в пределах полумиллиарда долларов США. Но при этом Беларусь продолжала удерживать положительное сальдо во взаимной торговле. И это можно считать успехом.

— И все-таки, что означал взаимный обмен  «торговыми санкциями»? 

— Вы правы, взаимный обмен «торговыми санкциями», как и словосочетание «торговая война», становится уже, к сожалению, привычным. Давайте исследуем историю вопроса.

Украина в феврале 2015 года ввела импортные пошлины на промышленные и продовольственные товары в размере 5 и 10 процентов соответственно. Беларусь не предприняла ответных мер в отношении украинских товаров, поскольку норма была введена в отношении всех стран. Хотя некоторые страны это сделали, например Узбекистан.

В Беларуси введена санитарная сертификация. Согласитесь, что импортируемая продукция должна соответствовать установленным стандартам качества. В связи с этим и было принято соответствующее постановление белорусского Правительства. И, заметьте, данное решение распространяется на все страны мира, если, конечно, иное не предусмотрено международными соглашениями. И речь здесь идет исключительно о вопросах безопасного потребления и использования поступающей на белорусский рынок продукции. Однако Украина восприняла введение санитарно-гигиенической сертификации как недружественную акцию и в качестве ответной меры подготовила документ о введении спецпошлины в размере 39,2 процента на ряд белорусских товаров. 

Спецпошлина затрагивает 48 наименований белорусской продукции и охватывает спектр товаров, имеющих существенную долю в объеме белорусского экспорта в Украину. Она планировалась к введению с 1 января 2016 года. Очевидно, что при дополнительной нагрузке в 39,2 процента белорусская продукция станет неконкурентоспособной на украинском рынке, что фактически заблокирует наш экспорт. Увы, любая война подразумевает выполнение ответных действий.

Могу сказать, что в Беларуси разработан и в состоянии 100-процентной готовности находится проект указа по введению ответных аналогичных мер, о чем были проинформированы украинские коллеги. После длительных и порой изнурительных переговоров украинская сторона приостановила введение спецпошлин до 1 июня 2016 года. Что будет дальше, покажет время. Но мы надеемся на благоразумное решение вопроса по окончательной отмене спецпошлин и готовы к конструктивному переговорному процессу.

— Изменилась ли структура торговых поставок? Наших читателей интересует прежде всего сельхозпродукция и техника. Что закупаем мы, белорусы, и главное — какие проблемы вы здесь видите?

— Товарная структура торговли практически стабильна. В нашем экспорте на протяжении многих лет лидирующие позиции занимают нефтепродукты, тракторы, удобрения, сжиженный газ, шины, сельхозпродукты.  Если смотреть на географию поставок, то белорусские товары, так же как и украинские в Беларуси, присутствуют во всех областях Украины. Точно так же и товаропроводящая сеть охватывает все регионы и во многом сконцентрирована в Киеве как в крупнейшем логистическом центре страны. 

Импортируем, как правило, сельхозпродукцию, цветные и черные металлы. Что касается проблем, то сегодня во внешней торговле  они одинаковы для всех стран. Это связано и с проводимыми реформами экономик стран, и с созданием импортозамещающих производств, и, конечно, с попытками транснациональных компаний вовлекать в торговый оборот только «своих» игроков. Все это очевидно. Периодическая «лихорадка» мировых рынков приводит к желанию стран создать условия для самодостаточности экономик, оградить себя от влияния внешних факторов. 

В Украине, как, впрочем, и в любой другой стране мира, есть своя специфика. Наша соседка переживает кризисные явления, ее экономика, конечно, знала лучшие времена. Это привело к принятию ряда решений ограничительного характера в денежно-кредитной и валютной сферах, что существенно сдерживает внешнюю торговлю. Это создало резидентам Украины определенные трудности в приобретении валюты, введены временные (90 дней) ограничения в проведении внешнеторговых операций, зафиксированы предельные ежедневные объемы использования денежных средств.

— Украинские сельхозпроизводители, несмотря на трудности, умудрились все-таки немного обойти нас, наращивая экспорт в Китай — один из самых перспективных рынков. Доступ на китайский рынок получили 18 предприятий Украины. Как вы думаете, что мешает белорусским молочникам продвигаться на рынок Поднебесной, да и ЕС, такими же темпами? 

— Сразу необходимо отметить, что Беларусь не имеет таких преференций и квот, как Украина, по поставкам своей продукции на рынки Евросоюза. Однако в 2015 году наша страна увеличила экспорт молочной продукции в Европу в 1,7 раза, в основном  сухой сыворотки и концентратов. В 2015 году белорусский Минсельхозпрод поставлял свою продукцию в 18 стран ЕС, экспорт  составил 32,5 миллиона долларов. Вместе с тем надо учитывать, что европейский рынок сейчас перенасыщен продукцией и там серьезно работают заградительные пошлины. Учитывая все это, считаю, что Беларусь логично и целенаправленно развивает восточный вектор — страны Юго-Восточной Азии и Африки, в том числе рынок Китая. Здесь также есть различные трудности и, прежде всего, сложная логистика поставок, которая влияет на ассортимент и ценовой фактор, а также достаточно жесткая конкуренция со стороны производителей Австралии и Новой Зеландии. Например, поставки продукции по морю в Китай занимают 45 суток. 

Вместе с тем, по информации советника по торгово-экономическим вопросам посольства КНР в Беларуси Лю Сюэсуна,  белорусский экспорт в Поднебесную за 2015 год превысил 800 миллионов долларов США. При этом 15 молокоперерабатывающих предприятий Беларуси уже получили лицензии на экспорт своей продукции в Китай. Пример — ОАО «Бабушкина крынка» — управляющая компания холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» в минувшем году заключило контракт на поставку в Китай 500 тонн разнообразной молочной продукции: молока стерилизованного, сухой сыворотки, сухого обезжиренного цельного молока.

— Число украинцев, поддерживающих интеграцию страны в Евросоюз, за год сократилось на 7 процентов, свидетельствуют результаты социологического исследования, представленного 11 марта в Киеве Институтом Горшенина. Что разочаровало или насторожило людей?

— Один  из  значимых  компонентов разочарования — это время надежд, которые возлагались на революцию «Достоинства» два года назад. Наверное, была эйфория, что можно очень быстро осуществить социально-экономические преобразования, после чего процесс европейской интеграции получит большую динамику и более очертаемые перспективы. Но жизнь вносит свои коррективы. Что-то украинским властям удалось сделать, что-то еще в процессе осуществления. Безусловно, это все отражается на общественном мнении населения. Но, как мы видим, европейский вектор не подвергается сомнению. Подавляющая часть населения выступает за интеграцию Украины в Европейский союз. Это важно нам, дипломатам. Это важно Республике Беларусь для выстраивания дальнейших отношений.

— Процесс урегулирования ситуации в Украине деликатный и сложный. Позиция Беларуси была четко обозначена ранее и сводится в первую очередь к тому, чтобы прекратить противостояние в этой братской стране как можно скорее. В связи с этим работу трехсторонней контактной группы трудно переоценить. Как настроены простые украинцы к минским договоренностям?

— Беларусь поддерживает территориальную целостность Украины и ее суверенитет, а также мы оказываем всяческое содействие работе трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на востоке Украины (ТКГ). Об этом неоднократно публично заявляло руководство Беларуси, в том числе на международном уровне.

На этом фоне отношение граждан Украины и к Беларуси, и к белорусам — только положительное. При всех возникающих проблемах мы продолжаем оставаться для них друзьями. Необходимо отметить, что в настоящее время минские договоренности — единственная возможность прекратить вооруженное противостояние в дружественной, братской нам стране. Это все понимают: и в мире, и в ЕС, и в Украине, и в России, и в Минске.

— Благодарю вас, Валентин Владимирович, за деловой разговор.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter