На фоне усиления борьбы среди глобальных политических центров значимость нашей страны возрастает

Переговоры с миром

В конце прошлого года американское агентство геополитической разведки STRATFOR, именуемое еще «теневым ЦРУ», опубликовало свой прогноз на 2019 год. Аналитики предсказывали: против России будет развернута «мультидоменная геополитическая война в политической, экономической, энергетической и военной сферах». Примечательно, что определенную «роль» американские стратеги отводят при этом и Беларуси. Невольно раскрывая при этом карты: кто все-таки стоит за эскалацией непрекращающегося конфликта в Украине.


Конечно же, в качестве арены прямого противостояния Запада и Востока наша страна не рассматривается. Центр соперничества США и России в Восточной Европе находится несколько южнее — это Украина, на территории которой уже пятый год продолжается вооруженный конфликт. По мнению аналитиков STRATFOR, в нынешнем году США могут увеличить продажи оружия Украине и помочь ей укрепить военно-морской флот в Азовском море. Такое развитие событий подорвет мирный переговорный процесс по Украине и сделает маловероятным ввод миротворцев ООН на восток Украины в 2019 году. Тем самым аналитики «теневого ЦРУ» фактически признают, что причиной частичного срыва Минских соглашений является военная помощь США Украине и соответствующее политическое давление.

Какая роль при этом западным политическим полюсом отводится нашей стране? Соединенные Штаты будут вести переговоры о создании постоянной военной базы в Польше, хотя в 2019 году она развернута не будет, прогнозируют эксперты: «Россия на это ответит наращиванием своих военных возможностей в Калининграде, на западных границах и в Крыму. Стремясь отговорить Минск от наращивания военных связей с Москвой, Вашингтон будет предлагать экономические стимулы». Но американские эксперты четко оценивают шансы США в геополитической игре: «Беларусь будет прислушиваться к различным точкам зрения, но останется стратегически ориентированной на Россию, когда дело будет касаться сферы безопасности».

Впрочем, к любым прогнозам нужно подходить с определенной долей критики. Реальность иногда оказывается отличной от даже самых смелых предсказаний. Кстати, годом ранее в докладе, подготовленном Советом национальной разведки США (National Intelligence Council), уже анализировались возможные последствия брексита и углубления внутренних противоречий в целом в Евросоюзе. Этот доклад рассматривал три возможных варианта развития ситуации. Первый — сценарий развала: европейские компании и граждане начнут резко изымать депозиты в евро из банков, что приведет к значительным экономическим потерям в странах европейского ядра, а вслед за евро рухнет и Евросоюз. Второй вариант — сценарий медленного развала ЕС. В этом случае Евросоюзу удастся избежать наихудших аспектов кризиса, но он не в состоянии проводить структурные реформы. Валюта евро сохранится, но перестанет быть соперником для доллара или юаня. Третий вариант — сценарий возрождения, при котором большинство европейских лидеров согласятся на переход к федерализму.

Как несложно заметить с позиций сегодняшнего дня, наиболее верным из всех прогнозируемых оказался второй вариант. Причем именно он — наиболее выгоден для США, поскольку медленный развал ЕС позволяет, с одной стороны, избежать риска глобального кризиса, а с другой — способствует исключению Европы как геополитического игрока на многие десятилетия.


Подобного рода активность Соединенных Штатов — и на экспертном, и на геополитическом уровнях — совершенно не удивляет военно-политического аналитика Александра Тиханского. При этом каких-либо новых геополитических разломов или смещений эксперт в беседе с корреспондентом «НГ» не усмотрел:

— Есть «золотой миллиард» — это США, Канада, страны Европы, Япония и Австралия, которые суммарно насчитывают 1 миллиард человек (13 процентов от населения Земли. — Прим. ред.), но потребляют при этом 80—82 процента мировых ресурсов. И потому кто бы ни находился там у власти — демократы, консерваторы, христианские партии, — у них лишь один интерес: сохранить уровень потребления. А для этого нужен контроль над ресурсами. Лет 10 назад американские стратеги нарисовали геополитическую картину мира к 2050 году, согласно которой «мировым конструкторским бюро» станут США (Европа вообще не принимается в расчет), «мировой фабрикой» — Китай, а «ресурсной базой» — Россия. В этом русле и развиваются мировые процессы, которые сводятся к отчаянным попыткам сохранить монополярную структуру мира.

И даже приход к рулю в Вашингтоне эксцентричного Дональда Трампа сути не меняет, убежден аналитик. Ибо за сменой внешних форм остается прежнее содержание:

— Трамп недипломатичен, тут сомнений нет. Он ведет себя не как политик, не как дипломат, а как бизнесмен. Есть финансовые интересы — и Соединенные Штаты их преследуют. Но они и раньше именно так всегда поступали, только делали это более завуалированно. Продолжается прежняя борьба за ресурсы и за рынки сбыта. Просто эта борьба стала вестись в другой форме: методы стали более жесткими, грубыми, а порой и откровенно оскорбительными. Тот же выход из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) был сделан не в противовес России. Выход был для того, чтобы разместить ракеты в Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, поскольку на сегодняшний день США видят наибольшую угрозу для себя именно в Китае.

Как же вести себя в этой ситуации нашей стране? Да еще и с учетом обнародованных в мировых СМИ американских экспертных прогнозов? Александр Тиханский решение видит в военно-политических союзах:

— Небольшие страны всегда находятся с кем-то в союзе, это однозначно. Исходя из интересов национальной безопасности, политических, экономических, гуманитарных интересов. При этом какая-то часть своего суверенитета делегируется наднациональным органам. В Союзном государстве подобного нет, но это есть в ОДКБ. И когда мы говорим об этой организации, основной ее силой можно считать российскую и белорусскую армии. Именно мы на западных рубежах закрываем последнюю «калитку». Сотрудничество Беларуси и России в сфере безопасности — залог развития ОДКБ.

Наша страна за последнюю четверть века суверенного строительства стала реальным субъектом мировой политики. Диверсификация внешнеполитического курса позволяет официальному Минску поддерживать и расширять плодотворные контакты со многими государствами, не взирая на расстояния, нас разделяющие. И эта стратегия нацелена на завтрашний день.

МНЕНИЯ


Рафал Чахор, политолог, декан факультета социальных наук Университета Вишиковского (Польша):

— Текущая политическая ситуация сложная во всем европейском регионе. Но, с другой стороны, все это открывает новые возможности. Беларусь может найти свою дорогу как связующее звено между Востоком и Западом. То, что долгое время было только политическим лозунгом, сейчас приобретает черты реальности. Проводимая ЕС политика изоляции и ограниченного диалога с Беларусью закончилась полным провалом.



Грегори Жульен, советник по вопросам политики Европарламента:

— Как мы видим по украинскому кризису, Беларусь отлично справляется с ролью медиатора. Очень важно, что Минск продолжает помогать находить точки соприкосновения в поисках консенсуса. И Европейский союз считал и считает Беларусь очень важным партнером на международной арене.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter