Нынешняя неделя может оказаться очень важной для безопасности Европы и мира

Переговоры пессимистов

Нынешняя неделя может оказаться очень важной для безопасности Европы и мира. Причем она будет важной независимо от того, чем закончатся переговоры между Россией и США, Россией и НАТО, Россией и ОБСЕ. Потому что, если стороны усидят за столом до конца недели, это неплохой знак: у них есть желание говорить, а возможно, и договариваться. А когда такое желание есть, оно в той или иной форме может быть реализовано. Если же стороны разойдутся в первые дни, это тоже будет знаком. Плохим…

НАТО вроде и готово обсуждать с Россией контроль над вооружениями, но никакие ограничения для себя не приемлет...

Предварительные переговоры начались в Женеве вечером в воскресенье, 9 января: заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков и заместитель министра обороны Александр Фомин встретились с заместителем госсекретаря Венди Шерман и начальником операций при Объединенном комитете начальников штабов ВС США Джеймсом Мингасом.
Словесная дуэль началась еще до переговоров.
Сергей Рябков говорит, что НАТО не понимает, «что нужно нам. А нам нужны юридические гарантии, правовые гарантии нерасширения НАТО дальше, ликвидации всего того, что альянс насоздавал, движимый антироссийскими фобиями и разного рода представлениями ложными о том, в чем суть российской политики за период с 1997 года». 

Высокопоставленный чи­нов­ник администрации Байдена на условиях анонимности сказал, что США не намерены обсуждать ограничения на размещения своих войск или свои действия в странах региона, столь чувствительного для России. А вот говорить об ограничениях военных учений и размещения ракет в регионе — да, пожалуйста. Это, конечно, не совсем то, на что рассчитывала Россия, публикуя свои требования по гарантиям безопасности. И в Вашингтоне это прекрасно понимают. «Не думаю, что мы увидим какие-то прорывы в ближайшие недели», — заявляет госсекретарь США Энтони Блинкен в интервью CNN, но тут же добавляет, что все же не исключает небольших шагов навстречу — например, перевод американских вооружений в Польше дальше на запад, от российских границ, перемещение ракет и уменьшение масштабов военных учений. Звучит лучше, но все равно это не совсем то, что хотели бы услышать в Москве. 
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг за несколько дней до переговоров сказал, что НАТО готово обсуждать с Россией контроль над вооружениями, но никакие ограничения для себя не приемлет. НАТО будет «участвовать в искреннем и принципиальном диалоге» с Россией, но «мы должны быть готовы к возможности провала дипломатии». Плохой знак…
Правда, накануне переговоров его тон заметно смягчился (кто-то подсказал?): «Мы раньше доказывали, что способны достигать компромисса и искать решения с Россией». Он подчеркнул, что знает историю России, которая на протяжении веков переживала конфликты с соседями, и добавил, что у Москвы всегда есть альтернатива: сотрудничество и работа с НАТО. Завтра в Брюсселе состоится заседание совета Россия — НАТО, бездействовавшего последние два года. 
ЕС лихорадочно ищет себе место в этих переговорах, чувствуя, что его судьба решается Москвой и Вашингтоном, а не Брюсселем.
Для того чтобы показать собственную важность, верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель первый в этом году зарубежный визит совершил в Украину. Причем не просто в Украину, а посетил Донбасс, и это был первый подобный визит главы европейской дипломатии с начала конфликта в 2014 году. «Наша главная цель — снижение напряженности. Это должно происходить во время переговоров и путем жестких заявлений о поддержке Украины», — сказал Боррель. Ну, в жестких заявлениях ЕС силен, но в том, что касается реальных действий — не всегда. Европейцы до сих пор не могут договориться, какими именно «суровыми» санкциями они могут ответить России в случае ее вторжения (они верят в его возможность) в Украину. В любом случае санкциями не грозят нефтегазовому сектору, потому что это вызовет трудности в самой Европе, прежде всего в Германии. Стрелять себе в ногу европейские чиновники не хотят: повышение цен на газ (а во многих странах оно уже идет, и существенное) может вызвать недовольство населения. А что любое такое недовольство может превратиться в неконтролируемый бунт, показывают события в Казахстане, которые, кстати, тоже становятся фактором переговоров. 
Госсекретарь США Этони Блинкен заявил по поводу ввода войск ОДКБ в Казахстан: «Один урок недавней истории — то, что если русские оказались в вашем доме, иногда очень трудно заставить их уйти». Министр иностранных дел России Сергей Лавров на это ответил: «Если Энтони Блинкен так любит историю, он должен принимать во внимание следующее: когда американцы находятся в вашем доме, бывает трудно остаться в живых, не быть ограбленным или изнасилованным». 
Все это, конечно, не лучший фон для начала переговоров. Но когда Москва и Вашингтон садятся за один стол, даже у самых отъявленных пессимистов все же появляется надежда…

pleskachevskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter