В витебское озеро Осиновское выпустили 200 широкопалых раков на развод

Переезд в охранный дом

ПОДОБНОГО прецедента не было уже около двадцати лет. Новую популяцию чрезвычайно редкого вида рака, занесенного в Красную книгу и Красный список Международного союза охраны природы, экологи под руководством ученых создали в озере Осиновском Витебского района. У нас в стране даже за браконьерскую добычу «некраснокнижного» узкопалого рака можно заработать большой штраф. Обладателям клешней и так несладко — их косит и своя чума, теснит и американский «конкурент».


Корреспондент «СГ» изучила подводную редкость вместе со специалистами.

ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ акцию с участием множества гостей приурочили к финалу XIV Республиканского экологического форума в Витебске. Однако мне выпала редкая журналистская удача — вместе с начальником отдела биологического разнообразия Минприроды Александром Гиряевым и специалистами Витебского областного комитета природных ресурсов с утра мы отправились проверить, как перенесли дорогу редкие особи. Выловили их накануне в одном из озер Шумилинского района. Те не особенно горели желанием куда-то переезжать — такие перемены легче выдерживает молодь. Пришлось использовать не только раколовки, но и привлечь на помощь дайверов. В это время года осторожные усачи предпочитают прятаться в норах (бывает, более метра в глубину). В специальных корзинах и ванночке они ждали вечера, когда можно будет выползти по деревянному помосту в новый водоем. 

Этот майский день запомнят надолго — не так часто подснежники в лесу заметает снегом. А вот широкопалые раки, наоборот, в прохладе легче перенесли пятидесятикилометровую дорогу. 

Александр Гиряев осматривал самочек с икрой — они не пострадала при переезде. У одной особи может быть до сотни икринок. Доживают особи до 20—25 лет. В день выпуска раков на волю потерь не было — все 200 доехали целыми.

Ведущий научный сотрудник лаборатории гидробиологии НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Анатолий АЛЕХНОВИЧ.

Ведущий научный сотрудник лаборатории гидробиологии НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Анатолий Алехнович готовил обоснование для вселения редкого вида и руководил всей операцией. Выбрать правильное место нелегко, ведь не случайно сейчас в стране официально всего 21 место обитания этой разновидности членистоногих. В основном они живут на Витебщине — в 14 озерах и реках Глубокского, Россонского, Браславского и Шумилинского районов. Кстати, первые упоминания об употреблении этих «деликатесов» в пищу относятся как раз к северным странам, в частности, Швеции. У нас они пока встречаются также в Минской и Могилевской областях. В одном месте даже поселились в карьере кирпичного завода! 

— В Ушачском или Чашникском районах — больше 300 водоемов, — подсчитал Анатолий Васильевич. – На обследование одного района уйдет больше двух лет. Предположительно, на Витебщине — около 20 популяций, еще 15 — на Могилевщине, 5—7 — на водоемах, которые относятся к бассейну Немана.

Кто же виноват в том, что раки  с широкими мясистыми клешнями становятся едва ли не музейной редкостью? Во-первых, привередам подойдет далеко не каждое озеро. К примеру, Осиновское — арендованный водоем для любительской рыбалки. Однако после вселения «краснокнижного» вида на три года любителям поудить сюда вход заказан — охранная мера. Ученые выяснили, что в этом водоеме нет конкурентов — представителей близких видов, более плодовитых и потенциальных носителей рачьей чумы. А вода — чистая и в то же время содержит достаточно карбонатов, нужных для восстановления панциря.

Примеры гибели или почти полного исчезновения широкопалых раков и их длиннопалых собратьев в последние годы ученые регистрировали в водоеме у деревни Поташня и на пруду у Заполья Дрибинского района. Большие популяции всего за зиму практически исчезли. В основном такие моры связаны с рачьей чумой. Ученый метко сравнил это заболевание с фитофторой. Кстати, заполоняющий наши водные угодья чужеродный вид, американский сигнальный рак, сам им не болеет, но недуг разносит и тем самым уничтожает конкурентов. Не спутайте пришельца с местными: у него на клешне — белое пятно. Если к водоему подходят сельхозугодья, которые обрабатывают ядохимикатами, к примеру, от колорадского жука, они могут попасть в воду. Поэтому за соблюдением водоохранных зон нужно строго следить. 

Зарачивание — одно из самых эффективных действий, помогающее реально спасать вид, подытожил Александр Гиряев. К примеру, во время прошлых экологических форумов выпускали тоже редкий вид — стерлядь — в Припять и Западную Двину. Ученый позже вылавливал 3—4-килограммовую подросшую рыбу — прижилась.

В ТЕМУ

Используется ли рак в промышленных целях? Всего в республике заготовкой виноградной улитки, длиннопалого рака и личинок хирономид (мотыля) занимаются 13 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. За минувший год они добыли 2,78 тонны длиннопалого рака, или 22,5 процента соответственно, проинформировали в Минприроды. 

yasko@sb.by 

Фото автора и Виталия ПИВОВАРЧИКА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter