Перед судом христианина

Документальное наследие Русской православной церкви в исследовании духовных истоков русских революций ХХ столетияИтак, 90-летие Октябрьской революции, о котором так долго говорили, свершилось...Казалось бы, огромный срок. Сколько событий прокатилось через страну с тех пор, сколько навоздвигали идолов, идей и идеалов, и сколько их было повержено в прах! Сколько пролили крови, построили пьедесталов, какие наворотили горы теорий, обоснований и осмыслений! Но стал ли народ наш за эти годы ближе к пониманию того, что произошло с Россией в октябре 1917-го?Вряд ли.

Сегодня по-прежнему одни говорят об октябрьском перевороте как о величайшей трагедии, другие видят в Великой Октябрьской социалистической революции некий светоч, который мог осчастливить весь земной шар. Одни уверяют, что октябрь 17-го прервал развитие великой державы, другие, наоборот, пытаются доказать, что именно тогда и начиналась ее великость.
Нам еще долго предстоит спорить обо всем этом. Но всегда полезно задаться вопросами, по какой причине все это произошло.

Две причины,две составные части революции
Особенностью русского народа и созданного им государства была его религиозная составляющая, которую невозможно обойти при изучении событий русских революций.           
Между тем обычно дело рассматривается с экономической и политической сторон,  то есть с точки зрения несовершенства хозяйственного уклада и государственного управления. Добросовестные исследователи революций ХХ столетия не вполне удовлетворены исчерпанностью  объяснений с этих позиций. Да собственно, и сама экономическая система в некотором роде является отражением духовно-нравственных отношений между людьми. То есть сначала нравственные принципы взаимоотношений  складываются  как устойчивые обычаи и уж затем, будучи описаны государственными наблюдателями, эти обычаи становятся законами.  Отсюда непреложно действующее правило о разрушительности всякого закона, если он переносится из одной страны, из одних обычаев в другую страну и в другие обычаи. Такой закон никогда не будет созидательным, но всегда разрушительным. Принесенные Петром I на русскую почву европейские законы привели к тому, что, когда и после того как творческий потенциал русского народа был в значительной степени растрачен на постройку европейских городов и дворцов, случилась революция, одним рывком приблизившая тысячелетнее государство к гибели.
Следует обратить внимание, что ни экономисты, ни профессиональные политики не прочили Российской империи столь близкой гибели. Более или менее приближались к объяснению вопроса религиозные мыслители вроде Льва Тихомирова. Но понимание истоков и сути  наступившего кризиса мы находим у наших религиозных деятелей, некоторых святителей, которым наступавшая эпоха несла мученический венец. Лишь для них трагичное революционное будущее было вполне открыто.  Именно они описали средостение болезни, приведшей к революции.        
Две причины усматривали наши выдающиеся святители в грядущей революции и крушении государства.
Первая. Введение Петром I европейских форм управления страной, создавших среди русского народа полуевропейское сообщество управляющих, которые в двухсотлетнем противостоянии народу  вербовали среди народа смердяковых для исполнения искусственного проекта.
Вторая.  Отступление народа от Бога.
Обратимся  к документальному наследию выдающихся иерархов Русской   православной церкви.
«Власть мы сами создали и поставили»
Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский (1870–1918). Бескомпромиссный продолжатель апостольского дела вполне воплотил в своей жизни целостный христианский идеал. 20 июня 1918 г. его живым закопали в могилу. В своих трудах «Русский гражданский строй перед судом христианина или основания и смысл царского самодержавия» он  писал:   
«Увлекшись сильной централизацией власти западного королевского и императорского абсолютизма, Петр I перенес ее и к нам, объявивши себя Императором и… насадивши у нас… западные порядки в управлении, совершенно нам не свойственные, как имевшие под собою начало разобщенности между властью и народом, ею порабощенным или завоеванным, и, во всяком случае, чуждой народу, чего у нас не было, ибо власть мы сами создали и поставили над собою. Плодом сего насильственно введенного в нашу русскую жизнь, как зараза в организм, абсолютизма власти было то, что на манер Запада и у нас оказалось разобщение Императора с народом, средостением между которыми оказалась правящая власть, сначала и состоявшая из иностранцев, а потом хотя и русских, но по духу уже ушедших от народа».
О введении нового западного конституционного порядка управления, который мы наблюдаем сегодня и будем наблюдать завтра, ведущего к развалу России, священномученик Андроник писал: «У всех многочисленных народов нашего Отечества свой особый быт, свои собственные верования и нужды, свой характер. Можно представить, что будет при конституционном или тем паче республиканском строе в управлении, когда соберутся вместе представители всех этих народностей? Воистину новое столпотворение вавилонское может произойти, когда всякий будет говорить лишь свое, презирая другого и думая, что только о нем все и должны заботиться. Можно с уверенностью сказать, что концом такой сходки, на которой без драки не обойдется, будет полный развал целой России на ее составные части, но не в самостоятельные государства, ибо всякая из них в отдельности слаба сама по себе и стеснена среди других, – нет, раздел России между соседями будет концом такой конституции».
Причем сами петровские реформы были инструментом, приведшим к революции и развалу России. «Соседние народы, погибавшие или от междоусобий, или от внешних врагов, – писал священномученик Андроник, – искали дружбы и соединения с русским народом... Изменилось это лишь за последнее столетие, или даже меньше того, когда сами мы, все дальше уходя от своего родного духа и пути жизни, и к подвластным народам начали применять политику искусственной и насильственной русификации. Но беда в том, что под именем русского проводилось как раз именно не русское, а чуждое нам и искусственно натасканное на нас самих, исполненное гордыни и самолюбия, сухой черствости и холодного формализма и безразличия ко всему и ко всем, соединенное с болезненным упорством все вогнать в строго определенные и одинаковые рамки. Плодом этого и оказалось, что вместо того, чтобы всем под собою давать благо жить и развиваться, мы всех разозлили и вооружили против себя; мало того, теперь дело дошло даже до того, что присоединившиеся к нам по свободному договору и присоединение считавшие для себя величайшим благом теперь всеми силами ищут своей самостоятельности, а против нас настроены даже враждебно и почти воинственно».
«Не желая покидать святые храмы Божии»
Епископ Гермоген (Долганов) (в миру – Долганов Георгий Ефимович) (1858–1918)  с 1903 г. возглавлял Саратовскую и Царицынскую епархию. С 1917 г. он – епископ Тобольский и Сибирский.  Св. Иоанн Кронштадтский говорил, что за судьбу православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген  и  Серафим (Чичагов) продолжат его дело.  Епископ Гермоген утоплен в р. Суре 16/29 июня 1918 г. 
Императорская власть была достаточно безразлична к действительным, и прежде всего религиозным, нуждам населения России, проводя в жизнь различные схемы управления. Конфликт между властью и крестьянами в начале ХХ века особо обострился и при проведении  земельных реформ.  Епископ Гермоген писал: «В Саратовском уезде много крестьян-землепашцев издавна арендуют у города Саратова земли на далеком расстоянии от города Саратова. Все они имеют хутора на арендуемых ими участках. Весной они выезжают в поле, осенью возвращаются и зиму живут, кто в г. Саратове, кто по селам и деревням... Так, полагали крестьяне, будут владеть они и своей собственной «отрубной» землею: летом будут жить в поле, а зимою и осенью – в своих селах и деревнях...
Но когда желающим выйти на отруба предложили ломать дома в селах и перевозиться со всем скарбом на постоянную жизнь в поле, то они завопили, не желая покидать святые храмы Божии. Тогда крестьян стали насильственно принуждать к выселению на отруба, причем за несогласие на выселение и оставление храмов Божиих их стали вычеркивать из списков представляемых к получению продовольствия и обсеменения».  Поскольку в данном случае крестьяне лишались храмов, то епископ Гермоген выступил в их защиту.
Исцеление – возвращение народов к Богу
Русские революции начала ХХ столетия – это не переломные события, после которых, как утверждали большевики, началась новая эра в истории человечества – это всего лишь остановка по причине того, что старое, от Петра унаследованное ненациональное управление страны развалилось. История же России все еще движется дальше по этому разрушительному, намеченному Петром пути.
Но если причинами разрушения России и революций в ней являются, по видению многих святителей, западные реформы и отход народов России от веры в Бога, то и   исцеление может быть только на этом пути – отказа от искусственных  реформ, их пересмотр с точки зрения полезности и вреда для России и возвращение народов России к Богу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter