Перед рассветом

Фильм Александра Миндадзе "В субботу" вызвал ожесточенную полемику

В 2007 году известный драматург, постоянный автор Вадима Абдрашитова ("Слуга", "Парад планет", "Магнитные бури", "Время танцора") Александр Миндадзе показал в конкурсе "Кинотавра" свою первую режиссерскую работу - драму "Отрыв". Тогда многие критики историю о последствиях авиакатастрофы не приняли, упрекая режиссера в сумбурности языка, нарочитой невнятности изложения. С выходом второго фильма Миндадзе "В субботу", показанного в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля, ситуация повторяется. Призов в Берлине фильм не получил, но уже вызвал ожесточенную полемику.


Действие картины происходит на протяжении одной субботы, 26 апреля 1986 года, в городе Припять. Комсомольский работник Валерий Кабыш (его сыграл знакомый по "Стилягам" Валерия Тодоровского актер "Ленкома" Антон Шагин) становится свидетелем катастрофы на Чернобыльской АЭС. Он оказывается перед моральным выбором - рассказать об этом близким, предупредить об опасности или не сеять панику. Кабыш безуспешно пытается убежать из зоны катастрофы, однако обстоятельства оказываются выше его. Он опаздывает на поезд, вместо вокзала идет с возлюбленной в магазин, чтобы купить импортные туфли-лодочки, а потом оказывается в ресторане на чьей-то свадьбе, где для всеобщего веселья играет ансамбль его друзей-музыкантов.


"В субботу" - очень герметичное кино. Оно смотрится, что называется, на одном дыхании. Умышленно усложненный фирменный миндадзевский язык: драки, переходящие в объятия, а после - в танец, диалоги, больше похожие не на обыденную речь, а на белый стих. "В субботу" - это концентрированный художник Миндадзе, которого в отсутствие режиссера Абдрашитова уже ничто не сдерживает, но и не уравновешивает.


Сам драматург утверждал, что желание самому снять фильм вызревало в нем постепенно. Может, поэтому он оказался единственным российским кинематографистом, одновременно относящимся и к "новой русской волне", и к позднесоветскому кинематографу. Символической фигурой, которая заполняет временной провал.


Фабула картины "В субботу" для ее создателя вполне традиционна. Сценарии Миндадзе почти всегда имеют своей отправной точкой неординарное событие или катастрофу, масштабы которой нарастают от картины к картине: автомобильная авария ("Поворот"), крушение поезда ("Остановился поезд"), боевые учения ("Парад планет"), затонувшее судно ("Армавир"), упавший самолет ("Отрыв").


Нет ничего удивительного, что в своей новой работе Миндадзе обращается к катастрофе советской эпохи, символическому моменту окончательного распада той реальности, которая породила их совместную с Абдрашитовым вселенную. Фильм "В субботу", как и "Груз-200" Балабанова, - попытка вернуться в предрассветный сумрак, туда, где остановился поезд российского кинематографа, чтобы надолго оказаться на запасном пути.


Перезапуская собственную карьеру, Миндадзе одновременно предлагает вернуться на заброшенный полигон истории и начать работу по осмыслению времени с нуля. И победа или поражение на очередном европейском фестивале здесь уже ничего, к счастью, не изменит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter