«Перед производителями ставим задачу не замыкаться на односекторном экспорте»

ЗА МИНУВШИЙ год его позиции значительно укрепились. Компания сумела расширить свое влияние как внутри страны, так и в Европе, увеличить объемы поставок в натуральном и денежном выражениях. В ближайшей перспективе возможен существенный рост экспорта и на другие континенты. — Новые условия работы обязывают искать и новые формы торговли, оказывать нашим предприятиям всестороннюю помощь в производстве продукции с учетом международных стандартов, — подчеркнул в беседе с корреспондентом «БН» директор компании Яков ПУСТОШИЛО.

Серьезным игроком на внутреннем и мировом рынках продуктов питания становится ЗАО «Мясо-молочная компания».

ЗА МИНУВШИЙ год его позиции значительно укрепились. Компания сумела расширить свое влияние как внутри страны, так и в Европе, увеличить объемы поставок в натуральном и денежном выражениях. В ближайшей перспективе возможен существенный рост экспорта и на другие континенты. — Новые условия работы обязывают искать и новые формы торговли, оказывать нашим предприятиям всестороннюю помощь в производстве продукции с учетом международных стандартов, — подчеркнул в беседе с корреспондентом «БН» директор компании Яков ПУСТОШИЛО.

— Тем не менее, Яков Игнатьевич, основным нашим торговым партнером остается Россия. Насколько ее объемный рынок выгоден нам?

— Скажу прямо. Ввиду существенного диспаритета мировых и российских цен, ЗАО «Мясо-молочная компания» было вынуждено сосредоточить большую часть поставок молочной продукции именно на рынке Российской Федерации. Основная цель — максимизация валютной выручки. В этом есть определенный положительный момент, ведь в течение двух последних лет республике удавалось удерживать самый высокий в мире уровень цен на экспортируемую молочную продукцию. Однако, если рассматривать ситуацию в целом, то экспорт практически всего сухого молока в Россию может привести к возникновению серьезных проблем с его реализацией уже в ближайшие годы.

В первую очередь опасения вызывают обязательства Российской Федерации в связи с вступлением в ВТО. По мнению большинства игроков и производителей молочного рынка, снижение таможенных пошлин на импорт молокопродуктов в соответствии с обязательствами перед ВТО невыгодно для молочной отрасли как России, так и Республики Беларусь. Это приведет к повышению конкуренции российской и белорусской продукции на собственном едином рынке.

По мере выполнения обязательств Российской Федерации по снижению пошлин в течение 2—4 лет произойдет и снижение рыночной цены на такие значимые для нас виды продукции, как сухое молоко, масло сливочное и сыры. Национальный союз производителей молока «Союзмолоко» провел анализ, свидетельствующий, что для выравнивания условий с импортной продукцией нужно увеличивать государственную поддержку российским производителям в два раза — примерно до 54 миллиардов рублей в год.

— Учитывая ситуацию на мировом продовольственном рынке, задачи компании нынче усложняются?

— Беларусь, производя 1,4 процента мирового объема молока, в экспорте молочных продуктов занимает около 5 процентов. За последние два года мы изучили рынки 25 стран дальнего зарубежья — основных импортеров молочной продукции — общей емкостью потребления свыше 800 тысяч тонн. Перед производителями также ставим задачу не замыкаться на односекторном экспорте. Осуществлены первые поставки сухого обезжиренного молока в страны дальнего зарубежья: Сирию, ОАЭ, Египет, Саудовскую Аравию, Китай. Иностранными партнерами дана высокая оценка не только качеству белорусской продукции, но и профессиональной работе компании, проявлен интерес к продолжению работы.

Запланировано открытие представительств в ОАЭ, Сирии, Египте и Алжире, а также торгово-логистических площадок в этих странах с постоянным хранением сухого молока в объеме не менее 300 тысяч тонн для переориентации крупных оптовых поставок на оптовые продажи. Именно они наиболее востребованы в период экономической нестабильности и колебания валютных рынков.

— Но и конкуренты не дремлют, проводя свою ценовую политику?

— Несмотря на некоторый рост активности со стороны покупателей после новогодних праздников, на мировом рынке молокопродуктов сейчас сохраняется состояние неопределенности. Так, вопреки ожиданиям экспертов, в течение января 2012 года цены на большинство товарных позиций оставались на прежнем уровне, некоторые снизились, незначительное увеличение цен по отдельным товарам было связано с колебаниями валютной пары доллар — евро. Сегодня нет возможности определить, достигли ли цены своего минимума. Но их динамика в основных экспортных регионах отрицательная: в Европе цена идет на снижение с мая прошлого года, в Океании — с апреля, в США — с июля.

Ведущий игрок мирового рынка новозеландская компания «Фонтерра» недавно сообщила о возможном рекордном показателе производства и экспорта по итогам 2011 года. Стоит отметить, что доля развивающихся стран в этой структуре также постоянно растет. При этом покупательский интерес в мире снизился, и постепенно формируется дисбаланс спроса и предложения. Безусловно, и кризис в Еврозоне также отразился на дальнейшем развитии ситуации. По прогнозам экспертов, нынче для мирового рынка будет характерно смещение баланса в сторону перепроизводства, что на фоне недостаточно выросшего потребления, конечно, окажет давление на ценовую политику.

Вместе с тем есть и положительный вариант развития событий, согласно которому рост производства молочной продукции в развивающихся странах будет сопряжен с ростом потребления. В настоящее время потребление в развивающихся странах в три-четыре раза ниже, чем в Европе или США. Как пример, африканский рынок: работая на перспективу, крупные международные компании открывают здесь свои производства, тем самым расширяя рынки сбыта и свое присутствие в наиболее перспективных странах.

Чтобы нам не отстать, работа предстоит непростая, напряженная, потребует постоянного мониторинга мирового рынка, оперативности в принятии решений и многого другого.

— Яков Игнатьевич! Компания стала членом Агропромышленной ассоциации производителей мясо-молочной продукции стран Таможенного союза. Это плюс для белорусских производителей?

— А как же... Инициатором создания ассоциации выступил Общественный совет при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации под председательством Андрея Даниленко. Руководители ЗАО «Мясо-молочная компания» и ГО «Гродномясомолпром» избраны в состав правления от Республики Беларусь.

Наблюдательный совет возглавила министр сельского хозяйства России Елена Скрынник. Основная цель создания ассоциации — координация деятельности, представление и защита интересов сельхозпроизводителей стран Таможенного союза.

— И с какого насущного вопроса начинали?

— С прогнозов спроса и предложения Союзного государства на молоко и молокопродукты, мясо и мясопродукты. Кстати, прогнозы уже согласованы с руководителями аграрных отраслей Беларуси и России. Ассоциацией также подготовлены предложения по разработке отдельных технических регламентов в рамках Единого экономического пространства. Общие подходы, правила и регулирование, безусловно, помогут отечественным сельхозпроизводителям, основной экспорт которых реализуется как раз в Таможенном союзе.

В конце января в Беловежской пуще состоялось очередное заседание Агропромышленной ассоциации. Был обсужден ряд вопросов о взаимных поставках продукции и мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса, технического регулирования в рамках Таможенного союза.

— Давайте вернемся к нашему основному торговому партнеру. Достаточно ли развита сегодня товаропроводящая сеть нашей продукции в России, каковы ее перспективы?

— Возможности ее расширения и укрепления, конечно же, есть. Тем не менее и сегодня товаропроводящая сеть позволяет обеспечить логистическую структуру поставок, постоянно увеличивать количество мест хранения продукции белорусского производства в непосредственной близости от основных потребителей.

Сегодня открыты торговые дома с долей белорусского капитала от 60 до 100 процентов в таких важных регионах, как Москва и Санкт-Петербург, организованы торговые складские площадки в Новосибирске, Екатеринбурге.

Замечу, что в 2011 году через собственную товаропроводящую сеть реализовано более 40 процентов от общего объема продаж. Ведется работа по открытию торговых домов в Новосибирске, Екатеринбурге, Челябинске, Курске и других регионах.

Запланировано также создание производственно-логистического центра в городе Гагарине на базе ОАО «Гагаринский молочно-консервный комбинат». Одновременно прорабатывается вопрос осуществления строительства крупного логистического центра на площади 10 гектаров в непосредственной близости от Московской кольцевой автомобильной дороги с привлечением российского капитала.

В то же время необходимо отметить, что развитие собственной товаропроводящей сети требует значительных финансовых вложений. Именно поэтому ЗАО «Мясо-молочная компания» параллельно с ее развитием расширяет продажи через дистрибьютерские коммерческие организации в Российской Федерации.

Такие формы торговли позволяют сократить издержки буквально каждому отечественному сельхозпроизводителю. Мы знаем, в каком направлении двигаться, а значит, будем развиваться и совершенствоваться дальше.

— Спасибо, Яков Игнатьевич, за откровенный и содержательный разговор.

Беседовал Александр ШЕВКО, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter