Раввин Григорий Абрамович: Перечитывая Тору

Перечитывая Тору

Неделю назад во всех синагогах мира евреи одновременно закончили читать Тору, Пятикнижие Моисея, и вновь начали чтение сначала — с главы Бытия (на иврите Берешит). И так происходит каждый год: дочитываем и вновь начинаем читать ту же книгу. За тысячи лет текст собрал тысячи комментариев, поэтому перечитывать всегда интересно. Впрочем, всегда есть и новые, актуальные вопросы.

В акте творения Всевышний подчеркивает, что все созданное во благо и это хорошо. Единственное место, где Тора пишет о том, что не хорошо, — это «Не хорошо человеку быть одному». При этом в одном месте пишется, что человек был сотворен по образу и подобию Всевышнего мужчиной и женщиной (Берешит 1:27). А в другом месте описывается создание Евы (Хавы) из Адама (Берешит 2:22). И, конечно, имеются комментарии (XI—XIII веков) таких мудрецов, как Раши и Рамбана, о том, что Адам и Ева были изначально сотворены соединенными.

Как Талмуд, так и средневековые комментаторы в различных источниках размышляют и об эволюции созданного человека. Есть мнение, что Адам был не первым человеком и до него были сотни, которые, правда, не совсем были людьми (Талмуд, трактат Хагига 13). Также существует версия, что у первого человека был хвост, но Творец его убрал (Талмуд, трактат Брахот 61). Немало из того, что известно современной науке о творении и эволюции, можно найти в источниках, однако не все принималось как догма. Помимо этого, возникает вопрос: как Всевышний, задумавший этот мир как благо и добро, уже в конце первой главы лимитирует возраст человека, да и рассуждает о людях не только как о добре, но и зле?

Увы, Тора говорит о зле и о том, что в нас оно есть. А комментаторы размышляют о том, что, вкусив от Древа познания добра и зла запретный плод, человечество несет не только добро. Но перечитывая книгу вновь, я задумался. Всевышний знал это наперед. Как же объяснить, что все в процессе было благом и добром, а в конце: «И пожалел Господь, что создал человека на земле…» Ответ на этот вопрос частично дал рабби Иегошуа бен Кирха во II веке нашей эры. Он говорит: когда рождается ребенок, мы радуемся и, конечно же, не задумываемся о том, что он когда-нибудь умрет. Есть время для радости, есть время для скорби — так сказано в книге Экклезиаст (Когелет). Так и у Всевышнего. Он радовался, глядя на творения, даже зная, что вместе с добром от человечества придет и зло на землю.

Всевышний не отказался от акта творения, несмотря на пессимистичные прогнозы развития человечества, войны и конфликты, разрушения и аморальные поступки. Так и мы, перечитывая, переосмысливая прошлое и думая о будущем, должны ориентироваться на пример нашего Творца. Непросто найти новое в перечитанном. Нелегко, творя добро, столкнуться со злом. Но новые знания и добро в этом мире стоят того. И пусть Творец даст нам достаточно душевных сил продолжать учиться и стремиться к добру.

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter