Как рождался новый медийный проект «СБ. Беларусь сегодня» — «Сапраўдныя каштоўнасцi»

Перамога

Как капелька к капельке, а дальше ручеек к ручейку собираются в настоящую реку, точно так же рождался и этот новый медийный проект «СБ. Беларусь сегодня» — «Сапраўдныя каштоўнасцi»: из звонков журналистов читателям и их ответов, из писем в редакцию и размышлений на интернет-страницах газеты. И — рисунков нашего художника Олега Карповича, объединявших эту постоянную, ставшую традиционной двухстороннюю связь одной общей темой, обозначенной очередным вопросом рубрики «Есть вопрос». Именно из этого постоянного диалога газеты с читателями и родился проект, уже перешагнувший рамки газетной полосы. Некоторые ранее печатавшиеся в «Есть вопрос» рисунки вопреки утверждению, что газетный рисунок живет лишь один день, получили вторую жизнь в виде социальной рекламы на билбордах по всей Беларуси, пропагандируя действительно настоящие, вечные ценности — семью, гостеприимство, благополучие, любовь к Родине, память… — то лучшее, что является кодом нации. 

рисунок олега карповича.

Так что, дорогой читатель, именно ты, без всякого преувеличения, являешься полноправным автором этого проекта! Без твоих мудрых мыслей, идей и рассуждений художник не смог бы выкристаллизовать, а потом изобразить то, что ты сам считаешь главным в своей жизни. И самым ценным. 

Поэтому не удивляйся, если, глядя на очередной рисунок проекта, ты вдруг обнаружишь: «А ведь и я так же вижу и думаю! Мне тоже все это близко, дорого! Это именно то, что всех нас объединяет!»

Почему так? Почему, стоя на площади Победы, уже через подошвы ботинок ощущаешь гранитное мощение не просто как землю, а как нечто особенное? Поднимаешь голову к голубому небу с ярким солнцем мая, чтобы увидеть орден Победы, и, несмотря на то что десятки раз бывал здесь и так же, как‑то по‑ребячески, не раз тянул голову высоко‑высоко, туда, к звезде из ломоносовской смальты, ощущения, как в первый раз, — трепетные. Тут не отвлекает гул машин, сигналы автобусов, разговоры по телефону выбегающих из подземного перехода людей, которые нет‑нет да посмотрят на монумент: «Как он? Стоит? Значит, и мы выстоим». Здесь мир. Наш по праву.


Тут, на площади у огромного 38‑метрового обелиска триумфа Победы, чувствуешь весь свой народ: тех, кто погиб за нас, и тех, кто вернулся, чтобы поднять из руин Минск, Беларусь. Это всеобъемлющее чувство перехватывает дыхание. Ты маленький человек у подножия монумента памяти и Великой Победы. Мы, дети, внуки, правнуки тех героев, отдавших самое дорогое — свою молодость, любовь, семьи, жизнь, — просто не имеем права эту память и нашу историю потерять, стереть, уничтожить. Мы обязаны сохранить. 


Монумент Победы — самый яркий памятник Великой Отечественной войны, куда приходят почтить память миллионов погибших миллионы живых и благодарных. Сюда в день свадьбы приезжают молодожены, приходят встречать рассвет и свое будущее выпускники школ, здесь всегда много туристов. А в майские дни нескончаемым потоком идут и идут люди, пожилые и молодые, с цветами в руках и слезами на глазах… Воистину особенное место — настоящий триумф Победы. Выступая здесь 9 мая 2011 года, Президент Александр ­Лукашенко подчеркнул, что этот праздник особенно дорог нам:

— Белорусский народ не отдавал без боя ни пяди родной земли. Даже оккупированная, разрушенная, наша страна так и осталась непокоренной. И мы обязаны всегда помнить, что дорога на Берлин начиналась в дни героической обороны Брестской крепости. Мир не знает примеров такого массового отпора агрессорам, который был дан врагу на земле Беларуси. Солдаты и офицеры на фронтах, партизаны и подпольщики в тылу — фашистов громила воистину народная армия, призванная и мобилизованная по зову сердца. Истоки нашей Победы заключались в крепости духа и единстве людей, в их подлинном патриотизме. И сегодня в любых непростых ситуациях мы черпаем силы в бесценном опыте той поры.


Монумент Победы — это наш символ, исток, наша опора. Не случайно именно на этой площади, некогда называвшейся Круглой, в 1954 году было решено установить это монументальное произведение культурного и политического значения. Здесь рядом детский парк, река Свислочь и главный проспект города. Согласитесь, трудно представить монумент в другом месте. 

В этом году 3 июля памятнику исполнится 66 лет. Обелиск создавали те, кто прошел ту войну, тот ад, именно поэтому он получился столь пронзительным. Этот монумент — шедевр из серого гранита, украшенный поясами белорусского орнамента. У основания обелиска — меч Победы, у которого традиционно возлагают цветы. Вокруг обелиска на постаментах лежат четыре бронзовых венка как символ того, что белорусскую землю освобождали четыре фронта: 1‑й, 2‑й, 3‑й Белорусские и 1‑й Прибалтийский. Мы помним! Под двенадцатью гранитными плитами, украшенными золотыми звездами, в капсулах хранится земля из городов‑героев бывшего СССР. Мы чтим!


Выше — четыре барельефа, отражающие события Великой Отечественной войны. Вот сторона «Советская Армия в годы Великой Отечественной войны» — стремящиеся в бой солдаты, техника, помощь медсестер и будто общее настроение: «За мной! Вперед!» Барельеф «Партизаны Белоруссии» — партизаны и партизанки с наведенными автоматами, пистолетами и острыми взглядами в сторону, куда направлены прицелы. «Слава павшим героям» — самый скорбный барельеф. Матери, жены, дети, бойцы и командиры держат в руках спущенные знамена, возлагают цветы. Барельеф «9 мая 1945 года» — поднятое Знамя Победы, герои нашей земли и их родные с цветами… На высоте почти 40 метров сияет орден Победы. 

Те, кто приходит на площадь Победы, непременно спускаются в мемориальный зал в честь Героев Советского Союза, погибших за освобождение Беларуси, чтобы перечитать каждое из 566 имен Героев, увидеть Венок славы, расходящийся свет от которого будто праздничный салют, и тихо сказать: «Спасибо! С Днем Победы!» Отдавая дань памяти тем, кто ценой своей жизни отстоял наше мирное небо, мы храним и передаем историю следующим поколениям: Национальная академия наук инициировала всебелорусскую акцию «Народная летопись Великой Отечественной войны: вспомним всех!» Каждый может прислать материалы семейных архивов в Институт истории, после чего будет создана электронная база и издана книга «Народная летопись Великой Отечественной войны». Здорово, правда? Также в этот особенный юбилейный год — 75‑летие Победы — Министерство информации, издательства и ОАО «Белкнига» реализуют проект «Беларусь помнит. Во имя жизни и мира», в который вошли четыре издания: энциклопедии, научно‑популярные книги о нашей стране, жизни, войне и Победе. Мы должны их читать, знать и дарить своим детям — чтобы помнили.

kasel@sb.by

Что для вас ПОБЕДА?

Вячеслав Борщевский, поисковик, автор документальных исследований:

— Прежде всего это память. Однажды я обнаружил в архивах дневник начштаба партизанского отряда «Славный», действовавшего на моей родной Могилевщине. Расшифровал его и с тех пор веду поисковую работу вместе с добровольными помощниками. Мы уже отыскали места захоронения 19 погибших партизан, увековечили их имена на обелисках. Еще мы разыскали их родственников, до недавнего времени не знавших о судьбах своих близких, считая их пропавшими без вести в годы войны. Меня спрашивают иногда: «Зачем тебе это надо: тратить свое время, деньги?» Но если не я, то кто? Да, семья моей мамы (одних деток — 8) во время оккупации пряталась в лесах. В деревне их чуть было не сожгли немцы: уже согнали в амбар, но почему‑то быстро свернулись и ушли (наверное, партизаны их потревожили). Остались живы… Такая вот у меня память.

Татьяна Щербина, редактор службы новостей «Альфа Радио»:

— А у нас почти всю семью бабушки (маминой мамы) нацисты расстреляли. В 14 лет она осталась сиротой и рассказывать про те жуткие времена не любила. Говорила, что вспоминать страшно. Но помнить надо. 

Иван Бородуля, старший преподаватель БелГУТ, Гомель: 

— Более пятидесяти лет преподаю в университете транспорта. Всю жизнь общаюсь со студентами. Я им всегда говорю: «Если бы мы не победили, вас бы на свете не было, как не было бы и ваших родителей. Гитлер мечтал поработить нас. Помните это. Сохранить священную память о Победе — ваш долг...»

За одни сутки эта проклятая война уносила тысячи жизней советских людей. В конце лета 1941‑го фашисты пришли и на мою малую родину, в село Серовка на Брянщине. Земляки стали уходить в партизаны. В один из дней в Серовку нагрянул карательный отряд. Оцепили село. Мужчин всю ночь допрашивали. Затем их по десять человек стали уводить к церкви. Расстреливали разрывными пулями в голову… А летом 1943‑го нас освободили. Через село шли наши войска. Вдруг одна машина остановилась: из заднего колеса шел дымок. Шофер‑солдат снял колесо и увидел, что разрушился подшипник. Я ему: «Дядя, у меня есть такой! Мне его подарили взрослые как игрушку». Садясь в кабину, шофер сказал: «Спасибо, сынок!» — и машина повезла боеприпасы дальше, на Гомель. А я, мальчишка, был горд: тот подшипник был и моим вкладом в Победу — я верил, что пули из тех боеприпасов достигли врага!

Сергей Хацкевич, ветеран, 93‑летний участник Ушачского прорыва:

— В ночь на 5 мая 1944 года партизанам Полоцко‑Лепельской зоны удалось спасти 15 тысяч мирных жителей, прорвав огненное кольцо блокады. Очень многие мои товарищи тогда погибли, но совершили тот легендарный прорыв в бессмертие… В прошлом году меня нашла высокая правительственная награда — нагрудный знак «Партизан Беларуси». Но не медали и ордена, по‑моему, представляют главную ценность, когда речь идет о памяти. Гораздо важнее сегодня наши слова, записанные и сохраненные воспоминания. 

О Победе и ее цене нужно говорить! Хочу, чтобы мои правнуки знали об этом. Чтобы были лучше нас и не забывали деда‑ветерана. 

Для меня самого воплощением памяти и Победы стал мемориальный комплекс «Прорыв», установленный у деревни Паперино. 

А знаете, что лично мне врезалось в память из тех дней 1944‑го? Командование поручило доставить двух тяжелораненых в лазарет в Ушачи. В санитарную повозку запрягли Орлика, нашего домашнего 4‑летнего жеребца. Поехали. Но в пути телега намертво увязла в грязи, да так, что сил не хватало, чтобы вытащить ее! Именно тогда пронзила мысль: «Это конец». Помню, как я гладил коня, как говорил ему, что надо идти, иначе налетят немецкие самолеты и мы все погибнем. В момент отчаяния я вцепился в телегу и закричал: «Тащи!» И — о чудо! — жеребец сам сначала подался назад, а потом, рывками выдернув телегу, пошел, пошел… Орлик мелко дрожал, а по моим щекам бежали слезы. Это была моя победа.

Вадим Осипов, художник, Витебск:

— Мой отец Иван Сазонович Осипов был младшим лейтенантом 15‑го истребительного Оршанского полка 3‑го истребительного авиационного Никольского корпуса 16 ВА. Награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». В составе авиаполка освобождал Крым, Белоруссию, Польшу. День Победы встретил в Берлине. На память об этом событии вот уже 75 лет бережно храним черно‑белый снимок: на нем мой папа — победитель! — запечатлен на фоне взятого рейхстага… 

Анжелика Пушнова, певица, телеведущая:

— А я храню память о своем прадедушке‑победителе Филиппе Захаровиче Ляхе. Он тоже брал Берлин! 

Алексей Гумянко, ветеран Великой Отечественной войны, Брест:

— В действующую армию меня призвали в 1944 году. И сразу же — настоящее пекло: 1-й Украинский фронт, Сандомирский плацдарм. Я был связистом. Не раз приходилось выполнять свою работу под градом пуль и снарядов, когда невозможно понять, кто в кого и откуда стреляет. Не раз видел смерть товарищей, едва не был раздавлен немецким танком, но мне повезло уцелеть. Мы участвовали в освобождении Польши, Чехословакии, взятии Берлина. Для меня «Победа» — слово с особой энергетикой, с особенным смыслом. До сих пор хорошо помню нашу радость, слезы, смех. Каждый смаковал это слово на своих устах: «Победа!» Прошло уже 75 лет, а кажется, будто все это было вчера. Слава нашей общей Победы ничуть не померкла.

Валерий Матвеев, главный научный сотрудник отдела селекции плодовых культур РУП «Институт плодоводства», доктор сельскохозяйственных наук:

— 9 Мая для меня — день нашей семейной истории. И день памяти. В первую очередь об отце, майоре Красной Армии, орденоносце Авксентии Денисовиче. Он защищал Москву, а после ранения был переведен в штаб партизанского движения. Живы в памяти и собственные детские воспоминания. Семья эвакуировалась в Смоленск, но немцы (тогда я их увидел впервые) развернули нас у Борисова, и мы вернулись назад в Минск. Потом попали в партизанский отряд: дед воевал, мама и бабушка кухарили, сестра Нина была партизанской связной. Выходя из блокады, под бомбежкой немецкой авиации перебирались через Сож. Всего хватило…

Александр Щербаков, сын ветеранов войны, Гродно: 

— И для нас День Победы — главный, самый любимый и почитаемый праздник всей семьи. Мой отец Виктор Михайлович Щербаков родился в 1922 году. В 18 лет был призван в Красную Армию. Служил в Латвии. А потом — война. 16 июля 1941‑го отец в составе своего полка принял бой под Новоржевом. Танк, в котором он, механик‑водитель, находился, был подбит и загорелся. Отец вспоминал: «Почувствовал, как рвется комбинезон на правой руке, а затем — боль в плече. Это было мое первое ранение…» После госпиталя — Свердловское пехотное училище, звание лейтенанта и 233‑я стрелковая дивизия, форсирование Днепра. Тогда под Кременчугом отец получил второе ранение. 

А вскоре в подразделении появилась молодая фельдшер Таисия Штурмина. У них возникли чувства. В перерывах между боями бегали друг к другу на свидания, и в июле 1944‑го комполка объявил их мужем и женой. Позже полк, в котором служили мои родители, вел тяжелые бои за освобождение Европы, и в декабре 1944 года отец получил тяжелое третье ранение. Победу встретил в Венгрии в госпитале. Вот как он рассказывал о событии: «Все вокруг кричали: «Победа!» — и стреляли в воздух. Я радовался со всеми и вдруг услышал свист сверху. Непроизвольно отступил шаг в сторону, и тут в 30 сантиметрах от меня упал на землю осколок». Отец его поднял и потом много лет возил в своей полевой сумке.

Мама же встретила День Победы в лесу под Веной. Я у нее как‑то спросил: «Мам, а как тебе удалось, воюя на передовой, избежать ранений?» Она ответила: «Я ведь невысокого роста, ребята были значительно выше меня, а немец бил по головам. Вот пули и свистели надо мной…» 

Алексей Сегалович, председатель Ленинской районной г. Минска организации РОО «Белая Русь»:

— В годы войны моя прабабушка вместе с тремя детьми пряталась от немцев в лесах Витебской области. Она жила в партизанском отряде. Было очень тяжело, голодно — малыши плакали, так хотели кушать… Но прабабушка справилась. Пройдя войну, вырастила, воспитала деток. Все стали достойными людьми! И это, наверное, была ее главная победа. 

Оксана Борисевич, психолог, руководитель центра общественной активности Минского университета третьего возраста:

— Победа — наша память и гордость! В Польше похоронен дед моего мужа, он освобождал Варшаву. Мой дед также прошел всю войну. Бабушка была еще подростком, но уже работала на заводе, производившем снаряды… В наших семейных альбомах, конечно же, хранятся все фотографии того времени, и нам удалось передать уважительное отношение к нашей памяти сыну. Ему сейчас 24. Он тоже гордится прадедами и Победой…

Виктор Литвин, специалист по электронным СМИ Академии управления при Президенте:

— За Победу наши деды и прадеды заплатили страшную цену: погибли миллионы людей. Но мы, молодое поколение, их продолжение. Мы живем! Это Победа…

Виктория Пузатко, журналист газеты «Жыццё Прыдзвiння», Витебский район:

— Истории, как память о той войне, наверное, есть в каждой белорусской семье. А День Победы — наша общая память обо всех, кто отдал жизни за наше мирное небо. Эту память увековечивают в бронзе, в названиях улиц, в песнях и кинофильмах. И когда в День Победы я смотрю на ветеранов, на молодых солдат и парад военной техники, сердце сжимается, а на глаза наворачиваются слезы — радостные слезы Победы и памяти. Мы помним все. И это тоже ПОБЕДА!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter