Пепел стучит в сердце

Семьдесят лет деревня Хатынь в Логойском районе существует лишь на карте нашей исторической памяти...


Семьдесят лет деревня Хатынь в Логойском районе существует лишь на карте нашей исторической памяти. Как знак огромной беды, мемориал невинным жертвам фашизма. В марте 1943–го она была сожжена дотла вместе со 149 жителями — стариками, женщинами, детьми. Еще 629 белорусских деревень разделили ее судьбу, но именно Хатыни было уготовано стать именем нарицательным, символизирующим боль всех «вогненных вёсак». Вчера, в скорбную годовщину трагедии, в Государственном мемориальном комплексе «Хатынь» прошел митинг–реквием.

...Пепельного цвета постамент у Вечного огня за считанные минуты становится алым. К нему нескончаемым потоком несут венки и живые гвоздики. В центре — венок от Александра Лукашенко. Глава Администрации Андрей Кобяков зачитывает обращение от Президента. Чуть позже в беседе с журналистами он добавит:
— Трагедия Хатыни стала уроком всему человечеству, и памятники, подобные мемориальному комплексу на месте сожженной гитлеровцами деревни, нужны не только для того, чтобы сохранить память о погибших. Они нужны живым, чтобы помнили и никогда не допускали ничего подобного. Руководство страны делает все, чтобы у нас не украли победу. А такие попытки есть — вытравить из памяти людей Великую Победу и те огромные потери, ценой которых она досталась.

Минута молчания проходит под звуки метронома и оружейные залпы салютной группы почетного караула. Над землей разносится колокольный набат, словно пытаясь разбудить погибших... Отдавая дань памяти павшим, склонили головы Первый заместитель Главы Администрации Президента Александр Радьков, председатель Минского облисполкома Борис Батура, священнослужители, ветераны, свидетели войны, жители таких же спаленных деревень.

И по прошествии 70 лет им все еще невыносимо тяжело возвращаться памятью в военное лихолетье.
— Шел третий год войны. Я тогда совсем маленькая была. Поэтому о том, как спалили нашу деревню Александровка в Кличевском районе, больше знаю из рассказов матери. Сгоняли нас много раз, но потом отпускали по домам. Настал момент, когда не отпустили... Мы с мамой тогда спрятались в лесу, — у Инны Михно дрожит голос.

Десятиклассница Екатерина Сазонко, учащаяся Каменского детского сада — средней школы, читает с трибуны пронзительные стихи о Хатыни, от которых на глазах появляются слезы не только у ветеранов. «Многие пишут стихи о войне, а я напишу стихи о мире. Пусть будет мир в каждой стране, в каждом доме и в каждой квартире... Сохраним же наш мир здесь и сейчас, и тогда война нас не тронет». Здесь, в мемориальном комплексе, девушка бывает часто. Для нее окрестности Хатыни — своего рода малая родина. А память о сожженной деревне — так же свята, как и для каждого белоруса. Память, которая не умрет никогда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter