Сожженные деревни: преступление без срока давности

Пепел Хатыни

Попытки переписать историю в последнее время становятся все более частыми и циничными по своей сути. Дошло до того, что у некоторых наших соседей предателей делают национальными героями, устанавливают им памятники, проводят в их честь парадные марши. В Украине, например, националисты едва ли не боготворят пособников фашистов Степана Бандеру и Романа Шухевича. И никто из них не говорит о том, что кровавый след таких «героев» протянулся до Беларуси. Приложили они свою руку и к трагедии в белорусской Хатыни, уничтоженной 22 марта 1943 года.


В советское время виновными в сожжении 149 жителей деревни называли исключительно немецких карателей. Но сегодня установлено совершенно точно, что особая роль в этой операции была отведена 118-му батальону — коллаборационистскому подразделению немецкой вспомогательной охранной полиции. В подавляющем большинстве он состоял из украинских националистов, задачей которых было поддержание порядка, охрана военнопленных и концлагерей, борьба с партизанами. Как пишет russian7.ru, основу украинских полицейских батальонов составляли походные отряды ОУН, Киевский и Буковинский курени, дружины украинских националистов, баталь­оны «Нахтигаль» и «Роланд». В частности, ядром 118-го батальона стал Буковинский курень. Впрочем, ошибочно все сваливать исключительно на украинских националистов. В Хатыни, например, им помогали и местные предатели, действовавшие под бчб-флагами.

Роковая встреча

Начальником штаба в ­118-м батальоне был Григорий Васюра, уроженец Черкасской области. В 1941 году во время боев за Киевский укрепрайон он попал в плен, после чего перешел на сторону нацистов. На исполнительного и усердного перебежчика обратило внимание немецкое начальство, и вскоре ему доверили полицейский батальон. С ним Васюра проявил себя в печально известном Бабьем Яру под Киевом, где было расстреляно около 150 тысяч евреев. Послушного полицая решили бросить на борьбу с партизанами в леса Беларуси.

Сегодня, спустя 78 лет с того страшного мартовского дня 1943-го, трагедия ­Хатыни восстановлена почти поминутно. За день до карательной операции в селе заночевали члены партизанского отряда «Дяди Васи», двинувшись наутро в сторону поселка Плещеницы. В это же время навстречу им направлялась колонна немцев. В ее составе находился командир одной из рот 118-го батальона охранной полиции гауптман Ганс Вельке — любимец Гитлера, спортсмен, первым из немцев выигравший золото на Мюнхенской олимпиаде 1936 года. По дороге каратели встретили работавших на лесозаготовке женщин, которые на вопрос о наличии поблизости партизан ответили отрицательно. Ничего не подозревающая немецкая колонна двинулась дальше. Не проехав и трехсот метров, гитлеровцы попали в засаду. В завязавшейся перестрелке партизаны сумели уничтожить троих нацистов, в числе которых оказался Вельке. Отступившие каратели выяснили, где именно накануне укрывались народные мстители. Сначала они расстреляли 26 человек на лесозаготовке, а затем двинулись к Хатыни.

На помощь полицаям отправили подкрепление из особого батальона СС под командованием штурмбанфюрера Оскара Дирлевангера. Здесь сделаем небольшое отступление. Батальон Дирлевангера был уникальной частью всех вооруженных сил Третьего рейха. Его ядро, команду в полторы сотни человек, набрали из осужденных за браконьерство, дав им возможность искупить вину военной службой. А так как все они были прекрасными стрелками и хорошо ориентировались в лесу, то из них получилось отличное подразделение для борьбы с партизанами. По ходу этой борьбы они жгли деревни, убивали местных жителей, не щадя ни детей, ни стариков.

Главарь зондеркоманды «прославился» тем, что еще в 1934 году был осужден за педофилию. Его уличили в связи с 13-летней девочкой из подразделения гитлерюгенда, разжаловали, лишили всех наград и приговорили к двум годам тюрьмы. Однако позже благодаря протекции своего друга Готтлоба Бергера, приближенного к Генриху Гиммлеру, Дирлевангер вступил в СС и рьяно бросился выслуживаться перед фюрером, пытаясь реабилитироваться за свое темное прошлое.

22 марта 1943 года полицаи 118-го батальона под руководством Васюры окружили деревню Хатынь, а затем всех, кого сумели найти — больных, стариков, женщин с грудными детьми, — согнали в колхозный сарай и заперли. Постройку обложили соломой, облили бензином и подожгли. Ветхое сооружение быстро занялось пламенем. Люди в панике стали наваливаться на дверь, которая под напором десяток тел не выдержала и раскрылась. Однако тех, кто сумел вырваться из огненного ада, ждали пулеметные очереди. В этот день погибли 149 жителей села, из них 75 детей.

Получили по заслугам

Уже после войны, как только стало известно, что украинские полицаи 118-го баталь­она причастны к массовому уничтожению мирных жителей, первый секретарь ЦК КП Украины Владимир Щербицкий обратился в Политбюро с просьбой не разглашать эти сведения. К просьбе главы Украинской ССР в Москве отнеслись с пониманием. Однако от общественности эту информацию уже невозможно было утаить.

В 1986 году военный трибунал в Минске судил бывшего полицая, некоего Василия Мелешко. Тогда же стало известно, что удалось разыскать некоторых других изменников Родины, в том числе главного душегуба Григория Васюру, который лично убил свыше 360 мирных жителей. По окончании войны он оказался в фильтрационном лагере, где ему удалось замести следы своих зверств. Тем не менее в 1952 году за сотрудничество с оккупационными властями трибунал Киевского военного округа приговорил его к 25 годам лишения свободы. 17 сентября 1955-го вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами во время войны 1941—1945 годов, и Васюра оказался на свободе. Так бы он и работал тихо-мирно в родной Черкасской области, если бы не новые свидетельства, вскрывшие факты его чудовищных преступлений, в том числе и в Хатыни. По решению трибунала Белорусского военного округа Григорий Васюра был приговорен к смертной казни через расстрел. По заслугам получили и остальные предатели.

Трагедия Хатыни — не случайный эпизод войны, а один из тысячи фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида гитлеровской Германии и ее прислужников по отношению к населению Беларуси. Страшную судьбу уничтожения вместе с Хатынью разделили свыше 9000 сел и деревень Беларуси. Комплекс «Хатынь» включен в Государственный список историко-культурного наследия.
КОММЕНТАРИЙ

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, член-корреспондент НАН, доктор исторических наук:

— Апологеты и любители бело-красно-белых знамен в Беларуси обычно принимают в штыки любые параллели между бчб-символикой и символами нацизма. Однако факты говорят сами за себя. Например, 27 июля 1942 года открылись курсы офицеров «Беларускай самааховы», перед курсантами выступил гауляйтер Вильгельм Кубе, назвав их своими друзьями. В тот же день Кубе разрешил использование бчб-флага на различных торжествах. Белорусские полицейские принимали под этой символикой непосредственное участие в карательных операциях нацистов «Котбус» и «Корморан», безжалостных расстрелах в Мире, Несвиже, Слуцке, Новогрудке, Слониме, Клецке, Ракове, Лиде, иных населенных пунктах. 13-й белорусский батальон СД, который в коллаборационистской прессе чаще именовали белорусским батальоном СС, местные националисты называли образцовым. На его совести — уничтожение пяти гетто, в том числе в Глубоком и Минске, участие в уничтожении евреев в Тростенце, уничтожение 22 тысяч человек в Колдычевском концлагере под Барановичами.

Любой вариант нацизма и экстремизма — это путь в никуда. Тут не может быть плюрализма мыслей. Есть идеология, которая признана антигуманной, античеловеческой, за ее пропаганду во всем цивилизованном мире пре­дусмотрена ответственность.

konon@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter