Пеня не приходит одна

Кто не знает: оплатить счет за коммунальные услуги нужно до 15-го числа. Квартиросъемщики не против, но даже самые дисциплинированные из них звонят в редакцию с вопросом: «Почему жировки мы все чаще получаем впритык ко времени «Ч» и в итоге стоим в очередях, чтобы их оплатить?» Ответ на этот вопрос искали наши корреспонденты 15 октября.
Кто не знает: оплатить счет за коммунальные услуги нужно до 15-го числа. Квартиросъемщики не против, но даже самые дисциплинированные из них звонят в редакцию с вопросом: «Почему жировки мы все чаще получаем впритык ко времени «Ч» и в итоге стоим в очередях, чтобы их оплатить?» Ответ на этот вопрос искали наши корреспонденты 15 октября.

Чтобы оплатить жировку, у минчан есть 5-6 дней. Кто не успел, тому начислят пеню: 0,3 процента от суммы за каждый просроченный день. Поэтому 15–го числа горожане буквально штурмом берут отделения банков. В Минске «коммунальный» ажиотаж особенно заметен. В минувшую субботу, прежде чем оплатить квитанцию, я потерял в очередях полтора часа.

...В отделении банка яблоку негде упасть. Кто–то получает пенсию, предприниматели платят налоги, но абсолютное большинство посетителей — с жировками в руках. Пять кассиров едва справляются с нескончаемым потоком клиентов: к каждому окошку выстроилось по восемь человек.

— Почему мы должны терять здоровье в очередях из–за чьей–то нерасторопности? — возмущается стоящая в «хвосте» дама. — Моя приятельница пошла платить, пока достоялась — сердце разболелось. В прошлый раз я решила заплатить позже, не толпиться и... «проштрафилась», опоздала с квартплатой на неделю. Пеня в 3 тысячи накапала.

Недовольство в очереди постепенно возрастает. Вот повздорили мужчина и женщина. Дело чуть не дошло до драки. По словам сотрудников банка, это обычная сцена.

— Кассиры в такие дни из–за духоты и перенапряжения даже сознание теряют, — рассказывает заместитель заведующего отделением филиала N 520 АСБ «Беларусбанк» Ия Крылова. — Очередь постоянно растет, люди нервничают, душно, как в парилке. Вчера почти полторы тысячи человек пришли с жировками! Некоторые предпочитают заплатить позже, но в спокойной обстановке.

Впрочем, совсем скоро оплатить жировку можно будет не поднимаясь с кресла — с помощью мобильника. Один из операторов сотовой связи обещает сделать доступной такую услугу для белорусов. Может, тогда очереди квартиросъемщиков в отделениях банков поубавятся?

Компетентно

Главный бухгалтер управления жилищного хозяйства Мингорисполкома Татьяна Жебрун:

— Информацию от энергетиков мы получаем слишком поздно, а ее еще нужно обработать, проанализировать. Так что разослать жировки раньше 10–го числа никак не выходит. Продлить срок оплаты? Но это противоречит Жилищному кодексу. И, по–моему, не решит проблему. Ведь можно заплатить заранее, авансом. Я, например, когда уезжала в отпуск, так и сделала. Очень удобно!

Везет только «жаворонкам»?

Брестчан ожидал сюрприз — отдельная платежка за газ

Кто рано встал — тому повезло: в субботу с утра оплатить коммунальные услуги брестчане могли без проблем. Небольшие очереди появились ближе к обеду. Операторы тратили на обслуживание одного клиента до 10 минут, объясняя это тем, что на этот раз приходится оформлять лишнюю платежку — за газ. Оказалось, городское ЖРЭУ и «Брестмежрайгаз» заключили двусторонний договор о перечислении денег за газ напрямую газовикам (раньше они перечислялись на счета ЖРЭУ, поставщики «голубого топлива» несли убытки).

Начальник службы учета КУП «Брестмежрайгаз» Василий Нестерук уверен в прогрессивности новой формы расчетов: «Теперь клиенты имеют доступ к нашей электронной базе, оператор в банке или на почте может дать ответ на любой интересующий вас вопрос по оплате газа».

Операторы же говорят, что очереди во многом спровоцированы поздней выдачей жировок. К примеру, большинство брестчан получили их 13 — 14 октября. «Со своей стороны мы избавляемся от очередей с помощью новых технологий, — говорит заместитель директора Брестского филиала РУП «Белпочта» Ольга Юрашевич. — Вскоре организуем прием платежей по принципу единого лицевого счета. В Пинске уже создана такая программа, к концу года инфокиоски заработают в Бресте. Во многом нас сдерживает позднее поступление электронной базы данных из ЖРЭУ. Но службам ЖКХ уже нельзя работать в таком режиме — сроки должны быть выгодны в первую очередь для плательщика».

Места знать надо!

Зачастую оплатить коммунальные услуги можно быстро и просто

Первое же гомельское отделение связи, которое я посетил в субботу со стопкой квитанций, встретило микроскопической очередью из одного человека. Мои попытки вычислить сумму, хитроумно подставляя в уравнение тариф и кубометры потребленной воды, девушка за стойкой пресекла: «Давайте, я сама посчитаю».

Впрочем, такая идиллия царила в Гомеле далеко не повсюду. Приличную очередь я обнаружил уже в нескольких минутах ходьбы от почты — в отделении банка теребили квитанции около 20 человек.

— Скажите, что я за вами, — прошу мужчину, отозвавшегося на легендарный пароль «Кто последний?».

Сам же направляюсь к замечательному изобретению, называемому инфокиоск, который расположен за соседней дверью. Многие опасаются этих устройств — что ж, мне это на руку, благо есть пластиковая карточка. Не нужно заполнять квитанцию, писать цифры — достаточно знать показания счетчика. Таким образом, следуя нехитрым инструкциям на экране, я за пару минут без очереди и нервотрепки перечислил деньги за газ. Мог бы заплатить и за свет, но решил для чистоты эксперимента вернуться в ничего не подозревающую о техническом прогрессе очередь.

До меня дело дошло ровно через 30 минут. Правда, тут считать сумму и узнавать тарифы клиент обязан сам — загнать эти данные в компьютер местным программистам пока не удалось. Зато оператор вежлив и стремителен. Вот только он один, а нас... Оглядываюсь — примерно 18.

...Вечером я вновь пришел в банк. Внутри по–прежнему уныло толпился народ, причем окошки операторов были закрыты. «Говорят, центральный компьютер отключился, — вздохнула дама, рядом с которой маялся ребенок. — Ждем, когда включится. Уже минут 20 прошло...»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter