Главный геронтолог Минздрава: «Социальная активность может замедлять старение»

«Пенсия — тоже переходный возраст, и не менее болезненный, чем у подростков»

Почти каждый пятый пенсионер в нашей стране продолжает работать. А плохо это или хорошо с медицинской точки зрения? Как продление профессионального долголетия влияет на здоровье пожилого человека — корреспондент «Р» пообщалась с главным внештатным геронтологом Минздрава, руководителем Республиканского геронтологического центра Людмилой Жилевич.

Людмила Жилевич.

С производства — на диван?

— Выход на пенсию воспринимают по-разному. Если для одних — это долгожданная возможность отдохнуть, то для других — остановка жизни, тупик. Почему?

— Практика показывает, что самым большим потрясением для человека становится первое утро после выхода на пенсию. Резкое прекращение работы как любая радикальная смена жизненного ритма — серьезный стресс. Жил человек в напряженном ритме, был востребован, привык отдавать энергию, а тут оказался дома на диване у телевизора. Происходит обрыв социальных связей. Первое время кто-то чувствует расслабление, но потом все равно нарастает ощущение невостребованности, брошенности. Как итог — развивается депрессия. Срабатывает механизм отмены: если нет равнозначной по временным и энергетическим затратам деятельности, возникает дисбаланс: на психологическом, физиологическом и физическом уровнях. Поэтому если человек продолжает работать после выхода на пенсию — это неплохо. Научно доказано, что социальная активность даже способна замедлить процесс старения. Причем полезна не только работа как средство повышения дохода. Подходит волонтерская деятельность или хобби. Главное — избежать резких перемен от активности к пассивности.

— А в какой мере можно быть активным?

— Люди, которые имеют богатый профессиональный опыт и внутреннюю потребность делиться мудростью и знаниями, могут оставаться востребованными и в очень пожилом возрасте. Но далеко не на каждом участке работы. Физиологию со счетов не сбросишь. Работать в полную силу, особенно после 75 лет, не желательно. Выполнение обязанностей с физической нагрузкой и высоким уровнем стресса, превышающими ресурсы организма, состоянию пожилого человека вредит. Если работа интенсивная, а здоровье слабое, но человек очень хочет продолжать трудиться, это лучше делать на условиях почасовой оплаты, неполной занятости, например, на четверть ставки, или выполнять работу удаленно, когда можно самому регулировать нагрузку.

Во многих странах существует такая практика, как создание сообщества экспертов. Люди с большим опытом и профессиональным чутьем, но уже без той энергии и уровня стрессоустойчивости, как у молодых, не могут уже быть на передовой. Но они продолжают консультировать, давать рекомендации по вопросам, в которых они компетентны. Такое широкое поле возможностей всегда было в здравоохранении и образовании. Например, бывший реаниматолог в возрасте может отлично проводить «сортировку» больных, консультировать или участвовать в обсуждении сложных клинических случаев, заниматься сбором информации, участвовать в подготовке нормативных актов, обучать молодых специалистов. То есть это те области, где невысокая эмоциональная, стрессовая нагрузка, не требуется быстрое принятие решений, вызывающих повышенный расход энергии, а значит, утомляемость и истощение. В спокойном, предсказуемом режиме трудиться можно.

В стране будут расширять сеть организаций для обучения пожилых новым навыкам.

О ресурсах — объективно

— Профессиональное долголетие может выглядеть по-разному. Один горит желанием работать, но состояние организма не позволяет оставаться на прежнем рабочем месте. У другого человека есть заболевания, но они никак не сказываются на продолжении профессиональной деятельности. Существуют ли объективные методы определить возможности и риски?

— Чтобы оценить здоровье пожилого человека, в Республиканском геронтологическом центре проводят комплексный гериатрический осмотр. Он позволяет выявить ресурсы, которые есть у человека в возрасте 60 плюс, и определить, как их можно поддержать. В том числе что стоит предпринять, если человек намерен остаться в профессии. С помощью специальных тестов, диагностических методик мы можем определить, как у человека проходит процесс старения. Оно может быть физиологическим (биология организма соответствуют календарному возрасту), преждевременным (темпы старения ускорены), и патологическим (проблем накапливается слишком много, и организм истощается). В первом случае нет никаких противопоказаний для продолжения профессиональной деятельности. 

В связи с заболеваемостью COVID-19 проведение комплексных гериатрических осмотров пока приостановлено. Но с улучшением эпидситуации планируется их возобновить.

— Много ли, по опыту центра, в стране людей, которые стареют в рамках нормы?

— К сожалению, доля их небольшая. Возможно потому, что в основном к нам обращаются пожилые граждане с уже имеющимися серьезными проблемами. Тем не менее стоит взять на заметку всем — к пенсии нужно готовиться заранее — как минимум за пять лет до этой даты. В нашем обществе, к сожалению, понимают такую подготовку, как откладывание денег на старость, недооценивают психологическую составляющую и физиологию стареющего организма. Пенсия — тоже переходный возраст, и не менее болезненный, чем у подростков. 

— И что именно можно предпринять, чтобы старость не свалилась как снег на голову?

— В первую очередь стоит заранее определиться, хотите ли вы сами продолжать работать на пенсии, и задать вопрос работодателю, заинтересован ли он в продлении трудовых отношений. Если позиции не совпадают, стоит поискать золотую середину — например, вариант неполной занятости или гибкий рабочий график. Если работодатель не намерен с вами сотрудничать, то следует поинтересоваться, какие есть варианты переподготовки, курсов по другим специальностям. Бывает, что в трудовой деятельности человека когда-то была другая профессия, и умения можно восстановить и продолжать работать в этой сфере. Согласитесь, любой навык в пожилом возрасте легче восстановить, чем приобрести новый. Мировой опыт показывает, что наиболее жизнеспособны те пенсионеры, которые ранее имели две-три профессии. Наличие нескольких специальностей или навыков делает человека более мобильным на рынке труда, а это позволяет быть ему психологически устойчивее. 

Именно поэтому в Национальной стратегии активного долголетия заложены нормы, которые касаются обучения пожилых людей, создания дополнительных возможностей для того, чтобы человек и после пенсии смог продолжать работать. В стране необходимо совершенствовать систему мер, направленных на помощь людям, которые готовятся к выходу на пенсию. Ведь именно в предпенсионный период и первые годы после выхода на пенсию растет число случаев сердечно-сосудистых катастроф, в том числе — по причине депрессивных состояний, что ведет к снижению качества жизни и функциональных возможностей организма. На мой взгляд, следует расширять сеть организаций для переобучения пожилых граждан новым профессиям и навыкам, внедрять услуги психолога по адаптации к переменам. Хорошим примером являются университеты третьего возраста, курсы переподготовки при учреждениях образования.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter