Пенсия должна перемещаться без виз

По данным Федеральной миграционной службы России (ФМС) на февраль нынешнего года, на территории нашей соседки работало 2,3 млн. мигрантов из Узбекистана, 1,5 млн. — из Украины, 1 млн. — из Таджикистана, по 600 тыс. из Азербайджана и Казахстана, по 500 тыс. — из Кыргызстана, Молдовы и Армении. Белорусы оказались самыми «скромными»: на территории России трудится всего около 390 тыс. наших соотечественников
По данным Федеральной миграционной службы России (ФМС) на февраль нынешнего года, на территории нашей соседки работало 2,3 млн. мигрантов из Узбекистана, 1,5 млн. — из Украины, 1 млн. — из Таджикистана, по 600 тыс. из Азербайджана и Казахстана, по 500 тыс. — из Кыргызстана, Молдовы и Армении. Белорусы оказались самыми «скромными»: на территории России трудится всего около 390 тыс. наших соотечественников.

По неофициальным оценкам, численность только трудовых мигрантов в России равняется 5—6 млн., что на деле составляет примерно 7 % от общего числа занятых в экономике. При этом следует заметить, доля лиц предпенсионного и пенсионного возраста, въезжающих в Россию на заработки, по данным ФМС, составляет почти треть от числа всех мигрантов.

В последнее время специалисты на постсоветском пространстве часто говорят про «мобильность пенсий».

Пособие должно «следовать» за работником, уверяют они, приводя в качестве довода опыт стран Евросоюза. Англичанин, переехавший на склоне лет в солнечную Испанию, получит свою британскую пенсию независимо от того, кто он по национальности и на каких предприятиях трудился всю жизнь. Его пособие попросту «экспортируют» по новому месту жительства. А делать карьеру сразу в двух-трех странах ЕС, как выясняется, даже выгодно. По существующим правилам, пенсионер в каждой из них приобретает право на минимальные пособия по социальному обеспечению, и общий размер его ежемесячной пенсии заметно повышается.

В условиях, когда страны СНГ заключают все новые и новые интеграционные союзы, казалось бы, решать такие вопросы должно стать проще и у нас. Но пока все происходит далеко не так. Недавно были опубликованы данные Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) и Всемирного банка (программа МИРПАЛ). Изучая проблемы мобильности пенсий в рамках ЕЭП и СНГ, эксперты пришли к выводу: унифицировать пенсионное законодательство нашим странам предстоит еще очень долго. В странах бывшего СССР отличаются по структуре сами пенсионные системы, различен и возраст выхода на пенсию, варьируются величина и источники отчислений в пенсионные фонды. Между тем в условиях, когда через границы государств Содружества ежегодно легально или не очень мигрируют миллионы людей, проблема становится все острее…

— Возможность полноценной и безрисковой передачи профессиональных пенсионных прав и активов трудящихся между странами-донорами и странами-реципиентами чрезвычайно важна как для самих мигрантов, так и для устойчивого развития экономик стран, вовлеченных в процесс евразийской экономической интеграции, — отмечает важность вопроса руководитель ЦИИ ЕАБР Евгений Виноградов. — К сожалению, на сегодняшний день есть несогласованность в законодательных системах и пенсионной политике стран постсоветского блока. Трудности в зачете трудового стажа и отсутствие механизма мобильности пенсий не стимулируют мигрантов, которых сегодня немало в наших странах, работать в формальном секторе.

Социологи, говоря об особенностях трудовой миграции, давно по аналогии с медициной используют термины «страна-донор» и «страна-реципиент». Все происходит, как на операционном столе: одни страны, в которых уровень жизни ниже, а рынок труда — скромнее, с удовольствием «поставляют» трудовые ресурсы на соседние рынки. На постсоветском пространстве в этом смысле все понятно: реципиентом выступает Россия, чуть в меньшей степени — Казахстан.

Имеет эта «медаль» и обратную сторону. Говорить ведь о том, что наша восточная соседка с удовольствием примет всех и вся, тоже не стоит. Ввиду сокращения собственных трудовых ресурсов и старения населения она заинтересована в том, чтобы приезжали именно легальные квалифицированные кадры, готовые работать по официальным договорам и делать отчисления в пенсионные и медицинские фонды.

Эксперты считают, что проблему мобильности пенсий надлежит решать путем введения в ЕАЭС общего пенсионного пространства. Но практическая реализация этого проекта проблематична — на данный момент общая координация между странами и пенсионными фондами вовсе не развита.

Во Всемирном банке предлагают сразу два решения. Первое предполагает полное заимствование системы расчета пенсионных выплат гражданам из опыта ЕС. Пенсия начисляется и платится той страной, где проживает человек, обратившийся за ней, однако система учитывает трудовой стаж человека во всех странах, где он работал. Расчет же ведется по правилам и законам страны, начисляющей и осуществляющей пенсионные выплаты. Этот вариант не требует сложного механизма по установлению пенсий, так как они назначаются и платятся в соответствии с текущим нормативно-правовым законодательством той страны, где живет в данный момент человек, обратившийся за выплатой. Но тут есть щекотливый момент: если большинство трудовых мигрантов, работающих сейчас в странах-реципиентах, решат вдруг остаться там на постоянное место жительства по достижении пенсионного возраста, то бремя по выплате пенсий ляжет на эти страны. То есть экономика России и Казахстана может попросту «лечь», пытаясь прокормить таджикских, узбекских и прочих пенсионеров.

Второй вариант предполагает принцип пропорционального начисления. В этом случае требуется более сложный вариант расчета пенсий и учета трудового стажа, а также пенсионных отчислений гражданина. Но тогда придется создавать единую систему учета и контроля трудовой миграции и количества отработанных лет в разных странах. То есть наладить между пенсионными фондами эффективную коммуникационную систему для быстрого обмена информацией. В дополнение нужно будет создавать и систему взаимозачетов между пенсионными фондами разных стран.

Кстати, на территории СНГ уже действуют два основных механизма. Первый предусмотрен соглашением от 1992 года и регулирует взаимоотношения между Россией, Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Арменией. При переезде из одной страны в другую пенсия должна выплачиваться в стране проживания. Стаж, приобретенный на территории иных государств, идет в зачет при условии отчисления страховых взносов в пенсионный фонд того государства, где человек трудился. Второй механизм действует только в отношении России и Беларуси. Он прописан в Договоре от 24 января 2006 года. Согласно этому документу пенсия назначается на территории той страны, где человек выполнял какую-либо работу. При переезде выплата пенсии продолжается. Кроме того, возможна пропорциональная выплата пенсии двумя странами.

КСТАТИ

Анализ демографической структуры населения стран СНГ свидетельствует о том, что самая высокая доля лиц пенсионного возраста наблюдается в России и Беларуси (13—14 %), за ними следует Казахстан (7 %). В Кыргызстане и Таджикистане количество граждан пенсионного возраста в несколько раз ниже (3—4 %). При этом доля лиц до 14 лет в России составляет всего 15 %, тогда как в Казахстане и Кыргызстане она практически вдвое выше (25 % и 29 % соответственно). В Таджикистане число людей в возрасте до 14 лет составляет примерно треть от населения в целом (36 %). Это говорит о том, что в будущем Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан в меньшей степени будут сталкиваться с проблемой старения населения и недостатком рабочей силы, покрывающей своими отчислениями расходы на пенсионные выплаты.

В то же время в Беларуси, Украине, России и Молдове можно ожидать серьезных проблем с обеспечением трудовыми ресурсами и пополнением пенсионных фондов.

Как у них

Начисление пенсии по возрасту в странах Евросоюза происходит следующим образом:

— если человек работал в нескольких странах ЕС, он имеет право получать пенсию и иметь стаж за работу в каждой из этих стран. При этом обращается он за пенсией в той стране, где живет на момент выхода на пенсию (если работал в ней хоть сколько-нибудь);
— если человек живет в той стране ЕС, где он никогда не работал, он должен запрашивать пенсию в последней из стран, где работал;
— пенсионный фонд страны, где человек живет (или работал в последнее время), присылает по запросу специальную форму, где указывается весь стаж по странам. Ее нужно сдать в фонд, как минимум, за полгода до наступления пенсионного возраста, чтобы успели сверить все данные в единой системе;
— если в странах, где человек работал, пенсионный возраст наступает в разное время, это может вызвать проблемы. Так, если человек подает на пенсию в 60 лет, как в стране своего гражданства, а в стране пребывания пенсионный возраст начинается позже (например, в 67, как во Франции), то ему будут платить пенсию, но очень маленькую (прожиточный минимум), а нормальную — только по достижении местного пенсионного возраста;
— если человек работал в нескольких странах, то сначала пенсионный фонд каждой из этих стран подсчитывает причитающуюся ему пенсию по своим законам;
— затем пенсионный фонд получает данные из других фондов и вычисляет, основываясь на стаже и заработной плате, сколько должен был бы получать человек, если бы он проработал все время в этой стране;
— эти цифры сравниваются, и выбирается та, что выше. Пенсию выплачивает только одна страна, но руководствуясь вышеописанной системой подсчетов.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Ирина НОВИКОВА, завкафедрой экономической теории Академии управления при Президенте, доктор экономических наук, профессор:

— О проблеме мобильности пенсий знаю не понаслышке. С этим столкнулась моя близкая подруга. Они с мужем переехали из Минска в Москву, и, когда оформляли пособие, им было предложено два варианта: полностью получать российскую пенсию либо же разделить ее на части и получать 50 % белорусской и 50 % российской. На тот момент они предпочли второй путь. В этом отношении существующее законодательство достаточно продумано и, самое главное, работает. Но есть и сложности. Теперь, пожив в Москве, подруга говорит, что нашу пенсию получать уже невыгодно, но на первый вариант выплаты перейти невозможно. Если бы был отлажен механизм мобильности пенсий, таких проблем бы не возникало.

Россия в ближайшие годы будет поднимать уровень жизни своих граждан, вырастут и пенсии. Остальные страны СНГ последуют тем же путем, но очевидно, что делать это они будут медленнее. Вот поэтому проблема может оказаться неразрешаемой. Ведь Россия может столкнуться с тем, что придется платить пенсии российского уровня таджикам, узбекам, киргизам, и это ляжет большим грузом на ее бюджет. В этом вопросе странам СНГ следует смотреть на Евросоюз, ведь не забывайте, что наше евразийское объединение в каком-то смысле проходит те же этапы, какие в свое время проходили европейцы. Надо просто проанализировать, как они решали эти проблемы. Не думаю, что пенсии в Румынии равны тем, что существуют во Франции.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter