Пенсионный провал

«ЕР» может инициировать отставку Зурабова Сегодня о «провале пенсионной реформы» говорят даже те политики, которые четыре года назад всячески доказывали ее необходимость – именно в том варианте, который теперь почему-то называется «зурабовским». Как будто дело только в Михаиле Зурабове, а другие чиновники правительства и депутаты Федерального Собрания здесь уже вроде бы ни при чем.

Конечно, министр здравоохранения и социального развития РФ от такой чести не отказывается – напротив, даже оставшись практически в одиночестве, продолжает заявлять, что пенсионная реформа его имени «себя оправдывает». Но что ему еще остается делать? Признать поражение и уйти в отставку? Наверное, где-нибудь в европах-америках, где не власть обеспечивает  богатство, а, напротив, богатство вводит во власть, подобное даже в порядке вещей. Однако у нас отставка «от стыда» практически исключена. Самому уходить из кресла – ищите дурака! Разве что начальник прикажет…
Но почему это речи о «провале» раздались только на четвертом году проведения пенсионной реформы? Что, до этого все было нормально?
Вот последние статистические данные по некоторым российским регионам. Достаточно характерные.
Брянская область. Средний размер пенсии в 2006 году – 2655,68 рубля (среднемесячная заработная плата – 6176 рублей, величина прожиточного минимума для пенсионеров в IV квартале 2006 года, установленная распоряжением губернатора почему-то от 18 января 2007 года, – 2351 рубль).
Мурманская область. Средний размер пенсии в январе 2007 года сложился в сумме 3838,9 рубля (среднемесячная заработная плата в 2006 году – 14983,9 рубля, прожиточный минимум на IV квартал 2006 года для пенсионеров – 4452 рубля в месяц).
Ростовская область. Средний размер пенсий в декабре 2006 года – 2670 рублей (среднемесячная заработная плата – 7255,1 рубля, прожиточный минимум для пенсионеров  – 2400 рублей).
Челябинская область. Средний размер пенсий в IV квартале 2006 года – 2808,1 рубля (среднемесячная заработная плата – 9360 рублей, прожиточный минимум для пенсионеров – 2961 рубль).
Республика Хакасия. Средний размер пенсий в 2006 году – 3087 рублей (среднемесячная зарплата – 9500 рублей, прожиточный минимум – 3464 рубля).
В целом по стране законом ожидалось, что на конец 2006 года средний размер пенсии составит 3087 рублей. При 10 700 рублях начисленной «получки» это примерно 29 процентов от средней зарплаты – показатель чрезвычайно низкий. Что касается показателей прожиточного минимума по Российской Федерации в целом, то он официально не определяется начиная с 2005 года, но сегодня примерно находится около отметки 3500 рублей.
Из этого следует, что средний российский пенсионер получает примерно 88 процентов от прожиточного минимума. Который, между прочим, является минимумом, необходимым для физиологического выживания человека (еда, одежда,  предметы личной гигиены) и совершенно не учитывает социально необходимые затраты (оплату жилищно-коммунальных услуг, транспорта, лекарств и т.п.)!
Поскольку в этой сфере идет стремительный рост цен, за которым не поспевает никакая монетизация льгот, то разговоры о «геноциде российских пенсионеров» перестают быть просто пиар-страшилкой – с этим, как выразился однажды Герман Греф, «доживающим населением» у властей, если ничего не менять, неизбежно возникнут серьезные проблемы.
Отсюда сама собой вытекает необходимость срочно увеличить размер выплачиваемых пенсий – минимум до 40 процентов от средней зарплаты и соответственно хотя бы до 120-125 процентов прожиточного минимума. Это требование сегодня содержится в программных документах даже «Единой России», не говоря уже обо всех других политических партиях разной степени оппозиционности. Различаются только источники, из которых предлагается финансировать такое повышение.
Михаил Зурабов и аффилированные с ним структуры предложили использовать для выплаты повышенных текущих пенсий те средства, которые за четыре года реформы были аккумулированы Внешэкономбанком из обязательных накопительных пенсионных платежей – это примерно 250 миллиардов рублей. Учитывая, что пенсионеров в России около 38 миллионов, каждому из них за год достанется примерно 6600 рублей – по 550 рублей в месяц. То есть до выборов как раз хватит, а там – хоть потоп, хоть трава не расти…
«Единая Россия», если отбросить шелуху формулировок, склоняется к тому, чтобы нужное повышение пенсий профинансировать из госбюджета, Зурабова и Ко сделать ответственными за провал пенсионной реформы, а «накопительные» пенсионные средства из ВЭБа (куда их переводят 98 процентов будущих российских пенсионеров) распределить между частными управляющими компаниями – негосударственными пенсионными фондами. Типа «Газфонда», чьей рекламой забиты сегодня практически все телеканалы.
Наконец, «Справедливая Россия» призывает для расчетов с пенсионерами «распечатать кубышку Стабфонда». Это, разумеется, самый радикальный из предложенных на сегодня вариантов решения проблемы. Однако и он, по большому счету, не дает ответа на вопрос: что дальше?
Проблема здесь не только в том, что число пенсионеров в стране растет, а число трудоспособного населения сокращается из-за сверхнизкой рождаемости. В конце концов, на 38 миллионов пенсионеров в январе 2007 года у нас приходилось 74 миллиона «экономически активного населения» (соотношение 1:1,94). Правда, среди вторых было 5,3 миллиона безработных, то есть реальное соотношение было на уровне 1:1,8.
С такими показателями привычная для нашей страны распределительная пенсионная система может работать только в случае повышения общих пенсионных отчислений до 50-60 процентов от зарплаты, но это, как справедливо замечают критики распределительной системы, невозможно. Однако они предпочитают не замечать, что речь идет о нынешнем уровне заработной платы, который в России остается беспрецедентно низким – даже относительно единицы произведенного ВВП.
У нас эта доля фонда оплаты труда не превышает 30-35 процентов, в то время как в странах ЕС и США колеблется в пределах 55-70 процентов! Эта разница объясняется прежде всего тем, что так называемые рентные доходы от продажи минерально-сырьевых ресурсов, дающие львиную долю российского ВВП, распределяются в узком «олигархическом» кругу, составляющем не более десятой части населения, что приводит к критическому социальному и региональному неравенству внутри страны.
Достаточно сказать, что Российская Федерация занимает второе место в мире по числу долларовых миллиардеров и пятое – по числу долларовых миллионеров, в то время как по среднему уровню жизни – 62-е, а по «удовлетворенности» уровнем жизни – и вовсе 167-е из 174 стран мира.
Так что нынешнюю проблему «унизительно низких» российских пенсий в первую очередь необходимо связывать с этим социальным механизмом, и лишь во вторую – с действительно неблагоприятными изменениями демографического потенциала страны.
Налицо классическая революционная ситуация. Когда «верхи» не могут, а «низы» не хотят. Как и когда она разрешится – остается только гадать. Но «великие потрясения» в деле пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации можно считать неизбежными.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter