Как обстоят дела в пенсионной системе России и чем ей может быть полезен опыт Беларуси

Пенсионный фронт

«СВ» разбиралось, как обстоят дела в пенсионной системе России и чем ей может быть полезен опыт Беларуси.


Фото: Катерина МАРТИНОВИЧ

ВМЕСТО ИНДЕКСАЦИИ – РАЗОВАЯ ВЫПЛАТА


Сорок, а то и более лет трудового стажа, уважение от коллег, шумные проводы на пенсию… А что потом? Отдых, путешествия и подарки для внуков. Или экономия на еде и квартплате? Всем хочется надеяться на первый вариант.

Большими пенсиями Россия, как и многие другие страны, похвастаться не может. До рекомендованных Международной организацией труда сорока процентов от среднего заработка дотянуться не получается. С этого фронта пока хороших новостей нет: то отменили программу государственного софинансирования, то решили заморозить сбережения работающих россиян...

Чтобы пожилые не страдали от постоянного роста цен, власти страны два года назад решили увеличивать выплаты на размер инфляции. Индексация требует серьезных трат из бюджета, счет идет на сотни миллиардов российских рублей. В кризис найти средства непросто. В последний раз перерасчет делали в феврале этого года. Выплаты подросли на четыре процента, тогда как инфляция по итогам 2015 года составила 12,9 процента.

В Правительстве приняли антикризисное решение: вместо индексации сделают разовую прибавку пять тысяч российских рублей.

– Единовременная выплата не просто покрывает индексацию за оставшиеся месяцы этого года, она больше той суммы, что граждане получили бы традиционным путем, – объяснила заместитель Председателя Правительства России Ольга Голодец. – Она полагается и тем пожилым людям, кто продолжает работать.

Государству только польза: пенсии остаются теми же, а значит, при следующей индексации рассчитывать затраты будут исходя из текущих сумм, а не из тех, что выросли бы в сентябре. По данным Аналитического кредитного рейтингового агентства, это позволит сэкономить для бюджета 2017 года 550 миллиардов российских рублей.

СБЕРЕЖЕНИЯ РАЗДАДУТ ДОСРОЧНО


В конце сентября Минфин и Центробанк представили проект новой пенсионной системы страны.

– Власти признают, что заморозка пенсионных накоплений на протяжении трех лет подорвала доверие к пенсионной системе. Тем не менее мы видим готовность и желание россиян копить на пенсию, – заявил заместитель министра финансов Алексей Моисеев.

По замыслу чиновников, россияне получат большую самостоятельность в управлении своими сбережениями. Работодатели не будут отчислять в пенсионный фонд нынешние шесть процентов от зарплат. Вместо этого каждый человек сам сможет направлять эти средства, а если захочет, то и больше, на будущую пенсию в НПФ. Такую схему планируют сделать привлекательной для работников дополнительными бонусами.

– Для людей, отчисляющих пенсионные накопления, предполагается установить льготу в виде снижения налогооблагаемой базы. Определенная налоговая мотивация будет пре-дусмотрена и для работодателя, – заметил Алексей Моисеев.

Чиновник привел данные соцопроса, согласно которому около 80 процентов россиян согласны участвовать в такой системе.

– Но все равно люди не уверены, что новая система будет окончательной, так как последние двадцать лет государство несколько раз меняло правила игры, – высказал общее мнение первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Сергей Калашников.

Также власти предлагают дать возможность снимать часть будущей пенсии досрочно.

– Такая система выгодна гражданам со средним и высоким доходом, – считает глава совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА


Накопительная часть, за счет которой последние годы идут выплаты нынешним пенсионерам, появилась в 2001 году.

– Введение накопительной части пенсии привело к значительному изъятию средств из солидарной системы, по которой ныне работающие платят за пенсионеров, а когда они сами ­выйдут на заслуженный отдых, их станет обеспечивать трудоспособное население, – говорит Сергей Калашников. – Это сразу создало сложности. В тучные нулевые мы могли позволить себе их не замечать, но как только возникли финансовые трудности, пенсионный фонд получил проблемы.

Стала давать знать о себе и демографическая ситуация. Если в начале XXI века соотношение пенсионеров и работающих было довольно комфортным для экономики страны, то постепенно Россия стала стареть. По прогнозам Минтруда, через три года число людей трудоспособного и пенсионного возраста сравняется, а к 2030 пожилых людей станет в два раза больше.

Очевидно, что пенсионное обеспечение завязано на уровень зарплат: чем больше человек получает, тем больше он может отложить на старость. Сергей Калашников, который с 1998 по 2000 год был министром труда и соцразвития России, предлагал тогда ввести почасовую минимальную оплату труда:

– Это повысило бы и производительность, и зарплату, и все сопутствующие отчисления. Более того, стали бы невозможны теневые получки. Тогда решение не приняли, ведь пришлось бы много платить бюджетникам. Хотя два года спустя вышли так называемые майские указы Президента, которые как раз подразумевают рост доходов врачей и учителей.

Неудачной, по мнению сенатора, оказалась не только реформа 2001 года, но и балльная система.

– Это игра в наперстки с народом. Ведь государство каждый год само определяет стоимость балла, оно может на свое усмотрение понижать или повышать ставки. А в пенсионном законодательстве такие шатания недопустимы, – уверен Сергей Калашников.


БИЗНЕС В ПОМОЩЬ


Сейчас в стране сложилась такая ситуация, когда и государство не может наращивать социальные обязательства, и люди зарабатывают не так много, чтобы откладывать на обеспеченную старость. Значит, нужно искать новый финансовый поток.

– У нас тридцать процентов пенсионного фонда тратится на выплату так называемой льготной пенсии. Это досрочный уход на заслуженный отдых, северные надбавки и так далее. Северяне получают соответствующие надбавки и выходят раньше на пенсию. Но почему люди, работающие на юге, должны это оплачивать? Давайте зададимся вопросом: кто получает выгоду от того, что люди работают в тяжелых климатических условиях? Ответ простой – корпорации, которые в тех регионах работают. Вот они и должны оплачивать ранний выход на пенсию, – считает Калашников.

Такая мера, по мнению сенатора, сильно поможет и местным бюджетам. Ведь компании далеко не всегда платят налоги там, где находится их производство. А значит, и без того небогатая казна провинциальных регионов и городов остается без серьезного источника дохода. Предлагаемая Калашниковым реформа позволит снять с местных властей расходы на поддержку пенсионеров.

Если не найти выхода из пенсионного кризиса в ближайшее время, по мнению сенатора, на него наложится еще одна серьезная проблема:

– Уже начался процесс перехода финансов из традиционных отраслей производства в новые, связанные с информатизацией и хай-теком. Значит, количество рабочих мест в одних сферах будет сокращаться, в других расти. Все это приведет к росту уровня безработицы. А раз у человека нет работы, ему не с чего копить себе на старость.

КОПИМ САМИ


Постоянная индексация пенсий привела к удивительной ситуации – страховая часть росла быстрее, чем прибыльность негосударственных пенсионных фондов, которые видят выход из кризиса в развитии накопительной системы.

– Чем больше средств в накопительной части пенсии, тем меньше нагрузка на бюджет, – говорит первый вице-президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Эрлик. – Мы предлагали раньше и продолжаем настаивать на том, что нужно увеличивать накопительную долю. Чем дольше эта часть пенсии остается замороженной, тем больше проблем государство получит в будущем. Ведь такая мера грозит тем, что экономика страны останется без так называемых длинных денег. Мы, по сути, вернемся к собесу.

Но самостоятельно копить на старость готовы и могут далеко не все. При этом некоторые НПФ до сих пор работают в убыток, а многие не могут «переплюнуть» уровень инфляции.

Трудиться будем дольше


Уже не первый год в России обсуждают возможность увеличения пенсионного возраста.

Тут эксперты «СВ» единодушны – это неизбежно. Тем более что первые шаги уже сделаны: подняли планку выхода на пенсию для госчиновников.

– Жизнь, как езда на велосипеде: пока крутишь педали, едешь. Остановился – упал. Не секрет, что люди, которые раньше уходят на пенсию, потом чаще болеют. 55 и 60 лет – эти ориентиры установили еще в 1873 году. Сегодня это нонсенс. Здесь нам стоит обратить внимание на опыт белорусов, – считает Сергей Калашников.

Повысить возраст России советовали и Международная организация труда, и Организация экономического сотрудничества и развития в Европе.

– К этому есть объективные предпосылки. Здравоохранение развивается, люди начинают жить дольше, а пенсионный возраст у нас один из самых низких в мире, – говорит Сергей Эрлик.

В документах чиновников фигурирует такой вполне официальный термин – «период дожития». Это срок, который человек будет жить после выхода на пенсию. Сейчас он равен 19,5 года. При этом, если пенсионер доживает до 80, 90 и дольше, денег на его обеспечения уже как бы нет, их не заложили в расчеты, так что приходится их изыскивать.

– Не думаю, что это критичный вопрос для нашей страны. По данным исследований, три четверти людей по достижении пенсионного возраста продолжают работать, еще 75 процентов из них остаются на тех же должностях. Скорее имеет смысл говорить о политическом весе такого решения, – считает Сергей Эрлик.

Дмитрий КОЗУРОВ

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В БЕЛАРУСИ


Растут и возраст, и выплаты


С 2016 года в стране на заслуженный отдых выходят на полгода позже.


Пока в России думают, в Беларуси уже делают. После большой общественной дискуссии решено установить возраст выхода на пенсию до 63 лет для мужчин и до 58 лет – для женщин. Причем повышать его будут поэтапно пять лет. Каждый год начиная с текущего на полгода.

Наряду с этим в Беларуси четвертый год действует президентский Указ, который дает человеку выбор: или он по достижении возраста может идти на трудовую пенсию, или решает ее отсрочить. Если человек не оформляет пенсию, а продолжает работать, за каждый отработанный год он получит надбавку. Статистика говорит, что сегодня работает каждый четвертый белорусский пенсионер.

Повышение возраста выхода на пенсию – продолжение пенсионной реформы в Беларуси. Так, с января 2015 года до 15 лет увеличен страховой стаж. И далее он ежегодно будет прирастать на шесть месяцев. В этом году человек сможет претендовать на трудовую пенсию, если 15,5 года платил обязательные взносы в Фонд социальной защиты. В противном случае ему светит социальная пенсия или придется продолжать карьеру. К 2025 году страховой стаж вырастет до 20 лет.

Как и в России, власти Беларуси делают перерасчеты выплат пожилым людям. Но тут повышения привязаны не к инфляции, а к росту прожиточного минимума. Зато проводят повышения чаще, в этом году их было уже пять, на 1 декабря запланировано еще одно. Ожидается, что в среднем пенсии подрастут на пять процентов.

Людмила ШАБАЛИНСКАЯ, менеджер по персоналу пивзавода «Оливария»:


– Наш штат более восьмисот человек. Потенциальных пенсионеров немного и они не окажут значительного влияния на кадровую политику. На предприятии в основном работает молодежь, средний возраст – 34 года. В 2017 году девять человек достигнут пенсионного возраста «по новым правилам». То есть женщины – 55 лет плюс полгода, а мужчины соответственно после 60 лет. Мы приветствуем то, что люди с опытом остаются в компании и меняются вместе с ней.

Герман МОСКАЛЕНКО

Безработного поддержит страховка


Гражданам Беларуси планируют дать подушку безопасности при увольнении.

Идея проста. Если человек работал и платил страховые взносы, то при банкротстве предприятия или сокращениях он сможет получать дополнительные деньги вместе с другими социальными пособиями.


Пока ищешь новое место, компенсация за простой лишней не будет.
Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН/kpmedia.ru


О планах ввести подобную схему еще год назад заявлял первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович. И вот Минтруд подтвердил, что в 2017 году должны быть готовы проекты нескольких документов, в которых предстоит определить, как будет финансироваться система, какими должны быть минимальный страховой стаж и срок выплаты пособия.

– В некоторых странах используется страхование от безработицы. Это одна из форм соцзащиты экономически активного населения от риска потери работы по разным причинам, – говорит вице-спикер Совета Республики Национального собрания Беларуси Марианна Щеткина.

Некоторые эксперты предлагают использовать западный опыт, то есть возложить часть расходов по страховке на работника.

– Мировая практика показывает, что один из оптимальных способов – индивидуальное страхование, – говорит эксперт Центра экономических исследований BEROC Мария Акулова. – Государство и предприятие должны делать отчисления в фонд соцзащиты, но одновременно и сам работник при такой схеме регулярно перечисляет определенную сумму. Он создает собственную подушку безопасности. Если наступит страховой случай, первые пять месяцев пособие выплачивается из государственного источника, а потом из собственных накопленных средств.

По мнению эксперта, сейчас нужно делать акцент на популяризации индивидуального предпринимательства и самозанятости вместо субсидирования неэффективных активов. Деньги лучше направить на поддержку малого бизнеса. Можно давать для мелких фирм и налоговые каникулы. Это повысит роль частного сектора. Мария Акулова выступает и за изменение системы переквалификации безработного населения, которая, на ее взгляд, пока не совсем способна удовлетворять запросы рынка.

– Сейчас нельзя точно сказать, каким именно будет страхование от безработицы, – акцентирует внимание председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Тамара Красовская. – Но, возможно, сначала основную нагрузку возьмет на себя государство. Затем поэтапно, при условии роста зарплат, постепенно выплаты будут перекладываться на нанимателей и работников. Трудно сказать, сколько денег человек получит при потере работы. Это, вероятно, будет зависеть от страхового стажа и других факторов. Наверное, размер выплат будет привязан к бюджету прожиточного минимума или, скажем, к минимальной заработной плате. Потом, может быть, сумма будет зависеть от утраченного заработка. Выплаты в случае потери работы, думаю, будут временными. В мировой практике размер страховой выплаты по истечении какого-то времени снижается.

Сейчас в стране есть государственное пособие для тех, кто потерял работу и встал на учет в центре занятости. Обычно это не больше 1375 российских рублей в месяц. Помимо этого, власти обещают безработным всяческую поддержку, к примеру, субсидии на открытие своего дела. В этом году 1,3 тысячи человек воспользовались таким стартовым капиталом (сумма от одной до двух тысяч долларов).

Василий МАЛАШЕНКОВ

Зарплату в конвертах обложат «налогом»


В России посчитали, сколько официально нетрудоустроенные заплатят за «отдых».

В Беларуси с этого года неработающие более полугода обязаны перечислять государству сумму, равную около 360 рублей. Так государство решило бороться с иждивенцами. В России на правительственном уровне тоже зазвучали предложения о введении сбора с трудоспособных граждан, не имеющих официальной работы. Правда, тогда никто не озвучивал примерных сумм.

На днях министр труда и социальной защиты России Максим Топилин посчитал, что сбор с безработных, но трудоспособных граждан, так называемый налог на тунеядство, можно установить в размере двадцати тысяч российских рублей в год.

– Давайте исходить из того, что человек легально работает, когда он заплатил подоходный налог. За год, если считать его с минимальным размером оплаты труда, сумма составит 11,7 тысячи российских рублей. Если человек «в тени», за него страховые взносы платит субъект РФ. В среднем в регионах – восемь-девять тысяч. Итого двадцать тысяч российских рубле    й в год. Для начала, – сказал М. Топилин. И уточнил, что пока нет ясности, когда может появиться соответствующий законопроект.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что есть разные мнения по этому поводу, и призвал не называть этот сбор «налогом»:

– Хочу обратить внимание – это никакой не налог на тунеядство. Это вовлечение в систему платежей за социальные услуги тех, кто не зарегистрирован и кто не участвует в формировании соответствующих фондов и пользуется «социалкой».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter