Пенсионная система: время диктует перемены

Увеличение общего возраста выхода на пенсию пока считается преждевременным Проект закона “ О профессиональном пенсионном страховании” стал темой выездного расширенного заседания Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов, которое состоялось на базе ОАО “Гродно Азот”.

Ключевые моменты законопроекта обсудили вместе с депутатами представители Администрации Президента Республики Беларусь, Совета Министров, Министерства труда и социальной защиты, профсоюзов.
Спорные вопросы вызвала, по сути, единственная норма законопроекта (п. 3 ст. 17), предписывающая, что выплата досрочной профессиональной пенсии не будет производиться работнику по достижении возраста, дающего право на досрочную пенсию, если он продолжает работать в неблагоприятных условиях труда.
Как отметил председатель комиссии Сергей Каменецкий, вопросы возникли со стороны профсоюзных организаций пред-приятий с вредными условиями труда.
Не случайно выслушать общественное мнение, изучить проблему на месте решено было на одном из наиболее крупных химических предприятий страны — ОАО “Гродно Азот”, где из 7200 работников 3200 человек работают во вредных условиях труда, 807 из них на данный момент являются льготными пенсионерами, где создана самая большая профсоюзная организация в городе.
Цель обсуждаемого законопроекта — часть нагрузки, которая лежит на Фонде социальной защиты, переложить на те пред-
приятия, где граждане работают во вредных условиях труда, — подчеркнул Сергей Каменецкий и заметил, что необходимость такого шага назрела.
В Беларуси около 2,4 млн. пенсионеров, соответственно те или иные виды пенсий получают 26% населения. Ситуация такова, что ежегодно на пенсионное обеспечение тратится 11% ВВП. (Многие развитые страны прогнозируют себе такую долю получателей пенсий примерно к 2030 году). В то же время ежемесячно из общей копилки выплачивается 76 млрд. рублей на пенсии людям, которые трудоспособность не потеряли.
Эти цифры, озвученные на заседании комиссии, были веским аргументом неизбежности реформирования пенсионной системы в нашем государстве и, в частности, объясняли появление Закона “О персональном пенсионном страховании”, который будет рассматриваться в первом чтении на весенней сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и вступит в силу в 2008 году.

 Мнения

Марианна Щеткина, заместитель министра труда и социальной защиты Республики Беларусь:
— Солидарная пенсионная система, которая у нас создана, нуждается в адаптации к современным экономическим условиям. Назрела необходимость ее реформирования, и сегодня в первую очередь необходимо повышение пенсий нетрудоспособным членам общества.
Ведь что такое досрочная пенсия? По сути, это должна быть форма защиты для людей, ставших не-трудоспособными в результате работы в неблагоприятных условиях труда. На самом деле все обстоит несколько иначе. И с подобной ситуацией столкнулось не только наше государство.
Очевидно, что самым кардинальным способом было бы увеличение общего возраста выхода на трудовую пенсию. Однако, учитывая интересы человека, мы считаем этот шаг преждевременным. Пока еще в Беларуси не корректируются списки № 1 и № 2, как это сделали в некоторых государствах, не отменяется досрочная пенсия — меняется алгоритм.
Давайте рассмотрим такой подход с точки зрения человеческого фактора. Когда работник достигает возраста, который дает ему право на досрочную пенсию, у него отработан специальный стаж и у него появляется право выбора: уйти на досрочную пенсию, найти другое место работы и сохранить 100-процентную выплату досрочной пенсии; остаться работать на работе с достаточно высоким заработком во вредных условиях труда, соответственно получать заработную плату, на индивидуальном лицевом счете при этом открывается накопительная часть, и его пенсия начинает накапливаться. В результате он может выйти на досрочную пенсию в любой момент и получить свои деньги. Либо он достигает общеустановленного пенсионного возраста, и ему с этого накопительного счета выплачивается дополнительная пенсия — профессиональная. Его же накопленные деньги все это время не лежат “мертвым грузом”. Гарантом выступает Национальный банк, действует ставка рефинансирования. Еще один вариант выбора: достигнув общеустановленного пенсионного возраста, человек может продолжать работать во вредных условиях труда, при этом наниматель уже не платит за него страховой взнос, поскольку человек получает и зарплату, и пенсию. Таким образом, выбор есть.
Конечно, есть и другая сторона: если сегодня сказать человеку, что ему будут недоплачены деньги, возникнет негативная реакция. Но давайте к выходу из этой ситуации подойдем таким образом: увеличим зарплату, введем надбавки, премии, поменяем коллективные договора и т.д. Однако признаем: нельзя из социального фонда человеку, который работает, забирать деньги от нетрудоспособных. В связи с этим и нужно поменять механизм пенсионной системы.
Оксана Федоренко, заместитель начальника управления гражданского и социального права Главного государственного правового управления Администрации Президента Республики Беларусь:
— Средства фонда не безразмерны, и необходимо принятие мер по стабилизации нашей пенсионной системы. Поэтому еще в 2004 году глава государства поручил правительству внести предложения по изменению источника финансирования досрочных льготных пенсий и введению системы профессионального пенсионного страхования.
Если посмотреть внимательно на содержание этого законопроекта, то норма (п.3. ст.17), которая вызвала споры, ключевая. И если ее отменить, утрачивает весь смысл профессиональное пенсионное страхование, предлагаемое правительством. А это значит, что мы опять встанем перед лицом всех проблем, которые сейчас обнажились у Фонда социальной защиты населения.
Мы все живем в одном государстве. В свое время каждый из нас обратится в фонд за назначением пенсии. Придут туда наши дети, внуки. И если мы сейчас не сделаем этот необходимый шаг на пути к реформированию пенсионной системы, в будущем мы не сможем получить достойную пенсию. Поэтому я надеюсь, что все с пониманием отнесутся к необходимости предлагаемого правительством реформирования института досрочных льготных пенсий и поддержат рассмотрение данного закона в парламенте.
Валерий Булгаков, начальник главного правового управления Федерации профсоюзов Беларуси:
— Нам не стоит надеяться, что найдена панацея, которая спасет нас от проблем, связанных с демо-графическим кризисом. Ведь на сегодняшний день доля льготных пенсий составляет лишь 4% от общего пенсионного фонда. У нас в стране насчитывается примерно 59 тысяч человек, которые получают пенсию и продолжают работать. Они будут поставлены в нелегкие условия.
Нельзя ли сделать какой-то переходный период для тех, кто сейчас получает эту пенсию? Полагаю, что экономика от этого не развалится. Не возникло бы новых социальных проблем.
Татьяна Артюшина, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, врач:
— Многие сегодня думают о финансовой стороне вопроса, забывая о том, что можно потерять главное свое богатство — здоровье. Не случайно ведь законодательством определен стаж работы во вредных условиях труда. Действительно, сегодня работники химической отрасли имеют высокий уровень зарплаты. И если взять, к примеру, ОАО “Гродно Азот”, то на протяжении 2006 года 81 работник был оформлен здесь на пенсию, 76 из них продолжают трудиться. Следует отметить, что вредные условия труда существуют не только в химической промышленности. И статистика такова, что именно у людей, которые там трудятся, самый высокий уровень онкологических заболеваний, туберкулеза, производственного травматизма.
Мы сегодня находимся в той ситуации, когда настало время подумать, как будут жить завтра пенсионеры, а также те, кто не на пенсии, как будут жить наши дети? Наконец, подумать о том, кто нам заработает эту пенсию?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter