Пенсии: новые возможности

Президент Республики Беларусь подписал Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения”. С 1 августа он вступил в силу. Изменения направлены на усиление роли страховых принципов в национальной пенсионной системе.
— Первое новшество, и оно очень важное: закон расширяет круг лиц, подлежащих государственному пенсионному страхованию, — отмечает начальник отдела пенсионного законодательства главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Лариса Яшкова. — Речь идет прежде всего о предоставлении права на добровольное участие в системе пенсионного страхования гражданам, которые работают за пределами республики. На практике сегодня такой категорией граждан страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты не уплачиваются. Поэтому периоды их работы за пределами республики не включаются в стаж для назначения трудовой пенсии и доход не учитывается при исчислении размера пенсии.
Здесь следует пояснить. К примеру, если гражданин Республики Беларусь постоянно проживает в Российской Федерации, зарегистрирован там в установленном порядке и в соответствии с законодательством работодатель за него производит уплату страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации, то в отношении этой категории лиц никаких проблем в плане пенсионного обеспечения не возникает. Речь идет о тех, за кого в период работы за границей страховые взносы не уплачиваются. Согласно новому нормативно-правовому акту, этим лицам предоставлено право на участие в системе пенсионного страхования путем добровольной уплаты страховых взносов. Тем самым они в будущем могут реализовать свое право на пенсионное обеспечение.
Следует сказать и о второй категории лиц, которые будут подлежать обязательному государственному социальному страхованию, в том числе и пенсионному. С принятием закона государственное пенсионное страхование распространяется на неработающих инвалидов, не достигших пенсионного возраста и получающих ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и на лиц, получающих пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания. Уплату страховых взносов на указанные цели в пользу этих лиц должно производить Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие “Белгосстрах”. В результате реализации этой нормы периоды получения ими ежемесячной страховой выплаты и пособия по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем (при условии уплаты страховых взносов на пенсионное страхование) будут включаться в стаж для назначения пенсии. А тот доход, с которого уплачивались страховые взносы, будет учитываться при исчислении размера этой пенсии.
Законом установлено и новое условие для предоставления права на трудовую пенсию по возрасту. Для назначения такой пенсии теперь требуется наличие пятилетнего минимального периода уплаты обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование (напомним, ранее оно действовало только при назначении пенсии по возрасту при неполном стаже). Это условие является дополнительным. Кроме него, должны соблюдаться другие условия, установленные законодательством: достижение определенного пенсионного возраста и наличие определенного стажа работы. Например, если это пенсия по возрасту на общих основаниях, то такими условиями являются достижение женщиной возраста 55 лет, мужчиной — 60 и наличие трудового стажа соответственно не менее 20 и 25 лет. 
“Аналогичное требование по стажу присутствует во всех государствах, пенсионная система которых, как и белорусская, основана на страховых принципах, — отмечает Лариса Михайловна. — В Российской Федерации такая норма составляет 5 лет, в Латвии — 10, в Литве — 15 лет. Это требование обусловлено тем, что пенсия за счет средств пенсионной системы человеку выплачивается длительное время, и поэтому ему нужно хотя бы минимальный срок участвовать в ее финансировании. К примеру, период получения пенсии в Беларуси составляет около 14 лет у мужчин и 23 у женщин, что значительно превышает требуемый минимальный период”.
Законом также определено, что при исчислении трудового стажа и пенсии будут использоваться данные индивидуального персонифицированного учета. Как известно, в Республике Беларусь с 1 января 2003 года введен и действует такой учет, и применение его данных будет способствовать легализации трудовой деятельности граждан, их дохода и обеспечивать достоверность сведений о них. Кроме того, по мнению специалиста, эта мера будет укреплять дисциплину уплаты обязательных страховых взносов.
Что касается периодов работы до 2003 года, то остается прежний порядок подтверждения как стажа работы, так и заработка для назначения пенсии. Стаж подтверждается данными трудовой книжки и (или) справками, которые выдаются работодателями, их правопреемниками либо архивными учреждениями, если документы сданы на хранение в архив. Заработок же подтверждается справкой установленной формы, которую выдает работодатель либо архивное учреждение.
Еще следует отметить новое положение закона, которое касается установления для лиц, работавших в колхозе, наравне с другими работниками одинакового порядка исчисления стажа. Определено, что стаж исчисляется с учетом минимального уровня заработной платы работников. На сегодняшний день при исчислении стажа у этой категории учитываются два критерия: он исчисляется из фактического заработка, из которого уплачивались страховые взносы и исходя из выполнения установленного минимума трудодней. Теперь второе условие отменяется, то есть неважно, вырабатывал колхозник минимум трудодней или нет, этот критерий не будет оказывать влияния на продолжительность периода работы, который засчитывается в стаж.
Одна из целей принятия закона — это выведение из общей пенсионной системы пенсий в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями. Как известно, с 1 января 2004 года ответственность за страхование инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний возложена на отдельную систему страхования. Этот вид страхования осуществляется БРСУП “Белгосстрах”. Предложение о том, что такие пенсии должны выводиться из общей пенсионной системы, заложено в концепции ее реформирования. И оно реализовано сейчас в законе от 19 июля 2006 года. Что предусматривается в этой части? Пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, связанные с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, по которым страховые случаи разрешены с 1 июля 1999 года, в органах по труду и социальной защите выплачиваться не будут. Их выплата в размерах, установленных законом, будет осуществляться Белгосстрахом в составе ежемесячных страховых выплат.
Закон содержит и другие нормы, которые направлены на позитивные изменения в области пенсионного обеспечения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter