Пена новой волны

В сущности, что произошло? На Национальный конкурс грядущего кинофестиваля «Лiстапад» было подано 87 заявок. Цифра впечатляющая. Она означает, что у нас есть как минимум добрая сотня режиссеров, которые любят и снимают кино. Сотня (!). Целая рота людей, создающих свои миры на маленьком экране. К большому экрану кратчайший путь для энтузиастов — «Лiстапад».



В программе нашего феста Национальный конкурс появился пять лет назад, организаторы учуяли новый тренд — сейчас вне огромных студий и корпораций с помощью телефонов и фотоаппаратов кино снимают многие молодые, надо дать им шанс заявить о себе. И если на первый конкурс ММКФ «Лiстапад» были поданы считаные заявки, сейчас их количество выросло до 87. Фестиваль удовлетворил 20 из них. (В прошлом году соотношение было 90/30.) Разумеется, остались недовольные, точнее, те из них, кто не прошел отбор. Если быть совсем точным, одна (!) режиссер пошла на каминг–аут, из солидарности с отвергнутыми коллегами она заявила в Фейсбуке о том, что выходит из конкурса, имя которому цензура от Минкультуры.

Одну минуточку. Учредителем фестиваля было и остается вот уже 25 лет Министерство культуры, которое изыскивает основные средства на проведение праздника кино. При ведомстве создана специальная отборочная комиссия, которая по рекомендации оргкомитета «Лiстапада» рассматривает конкурсные заявки и оставляет за собой право формировать программу конкурса — выбирать те фильмы, художественная ценность которых не вызывает у отборщиков сомнений. Хочу обратить внимание, что вместе с режиссерами независимыми, чьи фильмы сняты на частные средства, не попали на конкурс также картины студии «Летопись» при «Беларусьфильме», то есть непосредственно те произведения, создание которых инициировало и финансировало Минкультуры в этом году. Очевидно, что уровень лент как частных, так и студийных не показался комиссии настолько убедительным, чтобы рекомендовать эти работы на Национальный конкурс международного фестиваля. Какая тут трагедия? Снимайте еще. Отправляйте заявки на другие фестивали, им несть числа.

Приведу пример: одна успешная режиссер свой фильм в этом году рассылала по всем приличным кинофестивалям, которые только знала. И отборщики форума в Лондоне ее заявку просто проигнорировали, не обратили внимания на дебютантку из Беларуси. Она не стала кричать о цензуре и кураторском беспределе, вместо этого мощно выступила на другом фесте класса «А» — в Карловых Варах, после чего отборщики лондонского феста немедленно все переиграли и сами написали режиссеру — присылайте же скорее вашу картину, вы и у нас в программе. Это история о том, что свою творческую состоятельность лучше доказывать на экране фильмами и делами, а не скандалами и громкими заявлениями в соцсетях. За те пять лет, что существует Национальный конкурс, мы так вдохновились скромными успехами наших молодых режиссеров, что стали говорить о некоей новой волне в белорусском кинематографе. Похоже, некоторые из фильм­мейкеров и правда уверовали в свою исключительность, а когда в частной беседе у иного спросишь, какой картиной он гордится из своей фильмографии, — сразу обиды, позы и классическое: «Не будем переходить на личности». А работ стоящих как не было, так и нет. Поведение, как мне кажется, типичное для подростков, когда весь мир воспринимается враждебным, а не прошедший фестивальное сито фильм — это повод пустить себе пулю в лоб. Многие, кстати, из года в год — это касается любого у нас национального конкурса, что «Евровидение», что «Лiстапад» или театральный — обещают никогда больше не садиться в один кружок со всеми остальными плохими отборщиками и членами жюри, объявляют о своей непризнанности и жажде свободы. Но каждый год снова и снова возвращаются под крыло ненавистных комиссий. Типичная подростковая непоследовательность, как на мой вкус. А между тем «новая волна», которую мы так ждали, снова и снова вместо красивых фильмов приносит пену и дрязги, скандалы и глухие одиночные выстрелы в Фейсбуке.

Программа фестиваля «Лiстапад» тем временем объявлена, конкурсная в том числе. И ни один фестиваль в мире не обязан с дрожащими губами объяснять обиженным творцам, почему их ленты не попали в ротацию в этом году. Если в регламент любого приличного форума заглянуть, там четко сказано, что оргкомитет оставляет за собой право не комментировать решения кураторов.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter