Каких сюрпризов ждать от несертифицированных огнетушителей

Пена наших дней

Загоревшийся автомобиль — кошмар водителя, который, увы, то и дело становится явью, о чем регулярно сообщают сводки МЧС. Только в Гомельской области в прошлом году зафиксировано 77 возгораний транспортных средств. Более половины из них были полностью уничтожены. Ничего эффективнее на всякий пожарный случай, чем огнетушитель, еще не придумали. Однако достаточно ли того, чтобы в нужный момент он оказался под рукой? Уверены? А мы решили проверить.

Десять порошковых огнетушителей емкостью 10 литров каждый. Половина из них не имеет сертификатов.

Лицензия ушла — сертификат остается

Начнем с предыстории. Прошлой осенью в законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности были внесены изменения. Благодаря этому порядок реализации средств противопожарной защиты значительно упростился. Если коротко: лицензия на торговлю огнетушителями теперь не нужна. 

Предприниматели охотно взялись продавать ходовой товар, игнорируя при этом важные моменты, касающиеся самих огнетушителей. С учетом предназначения они должны пройти испытание и получить подтверждение соответствия. То есть сертификаты качества. Этого требования никто не отменял. Однако с его соблюдением возникли проблемы, что показали проверки, проведенные работниками МЧС. Акцент при этом делался на магазины для автомобилистов, среди которых огнетушители пользуются наибольшим спросом. Хотя по новым правилам прохождения техосмотра наличие огнетушителя уже необязательно. Разумное ли это послабление, вопрос дискуссионный.

Проблема возникает с огнетушителем под № 6. Одолеть пламя с его помощью не удается. Судя по всему, не хватает давления.

— Порой продавцы не владеют элементарной информацией, начальник отдела лицензирования и надзора за продукцией и услугами в области пожарной безопасности Гомельского областного управления МЧС Андрей Доминтян комментирует результаты рейдов. — Некоторые только при нас начинали поднимать документы, вникать, интересоваться. На вопросы о происхождении отвечали невнятно. Некоторые признавались, что закупали огнетушители в России, но назвать конкретных поставщиков не могли.

Нужно понимать: речь не столько о соблюдении регламентов и прочих формальностей. На кону безопасность. В баллоне огнетушителя находятся химические вещества в различном состоянии. И если сам он изготовлен с нарушением стандартов, то может не только не сработать в нужный момент, но и представляет прямую угрозу. 

Яркий пример связан с углекислотными огнетушителями. Температура тушащего вещества в них на выходе достигает -70 °С. При попадании на кожу обморожение происходит мгновенно. А такое может запросто случиться, если шланг или раструб, через который подается углекислота, треснет или отсоединится. Также имели место случаи, когда огнетушители взрывались.



Гори-гори ясно, но чтобы погасло

Переходим к практической части. То есть непосредственно к эксперименту. Для этого у нас есть десять порошковых огнетушителей емкостью 10 литров каждый. Половина из них не имеет сертификатов. Но какие именно, мы не знаем. Для чистоты эксперимента все баллоны заклеены бумагой и обозначены номерами. 

Направляемся на учебный полигон Гомельского филиала Университета гражданской защиты МЧС. Для подобных опытов он подходит идеально. В наличии списанная техника, на которой спасатели практикуются в тушении. Мы будем имитировать пожар на остове белых «жигулей» шестой модели. Вероятно, когда-то ими кто-то безмерно гордился. Однако лучшие времена этой «ласточки» прошли давно и безвозвратно.

Подполковник Станислав Лосев, которому выпала роль испытателя, облачается в боевой костюм: личная безопасность превыше всего. Разжечь костер в багажнике ВАЗ оказывается сложнее, чем кажется. Офицер шутит по этому поводу:

— Тушить меня учили, а вот поджигать как-то не доводилось.



Багажник «шестерки» превращается в мангал. Проверяемые огнетушители один за другим легко справляются с задачей. Процесс тушения длится считаные секунды — достаточно одного-двух нажатий на рычаг. Больше времени уходит на то, чтобы снова поджечь многострадальный ВАЗ. Проблема возникает с огнетушителем под № 6. Одолеть пламя с его помощью не удается. Судя по всему, не хватает давления. Конфуз терпит и № 8, который вовсе не сработал. 

Заглядываем в наш секретный список. Ответ предсказуем: оба бракованных огнетушителя не были сертифицированы. В таких может оказаться как некачественный порошок, так и его недостаток. Или же во время тушения баллон выпускает больше воздуха, чем порошка. Все это сказывается на процессе тушения отрицательно. Подводим итог: из пяти несертифицированных огнетушителей не сработали два. Выводы сделайте сами.



КОМПЕТЕНТНО

Александр МЕРКУЛОВ, первый заместитель начальника Гомельского областного управления МЧС:


— При проведении комплекса контрольно-профилактических мероприятий нарушения были выявлены на 16 торговых объектах. По требованиям инспекторов из продажи изъято 54 огнетушителя. На данном этапе наша работа нацелена на разъяснение требований законодательства. Поэтому к административной ответственности пока никого не привлекали. Ограничились тем, что обязали снять с продажи несертифицированный товар. Также проведены беседы с теми, кто занимается заправкой огнетушителей. Убеждаем не принимать на перезарядку несертифицированные экземпляры. Иначе это будет расцениваться как нарушение и повлечет санкции. Вплоть до лишения лицензии на данный вид деятельности.

ФАКТ

Санкциями ст. 23.11 КоАП «Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии» предусмотрен штраф в размере до 15 базовых величин на физическое лицо, до 300 базовых величин — на индивидуального предпринимателя и до 500 — на юридическое лицо.

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter