Что мешает малым городам Беларуси найти свой культурный имидж?

Пена дней

Что мешает малым городам найти свой культурный имидж?
Вспомнился забавный советский мультик “В зоопарке — ремонт”. Там на время ремонта местные жители разобрали всех животных, а главному герою, который слегка опоздал, достался жираф. 

Мальчик привел его в квартиру к радости родителей, коротавших вечера под хит всех времен и народов “Лаванда”, и стали они жить все вместе. То, как сегодня небольшие города пытаются поделить между собой различные символы, образы и даже продукты, чтобы привлечь туристов, напоминает сюжет этого мультфильма.



Фестиваль конфет проводят в Ивенце, вишневый — в Глубоком, клюква стала главной ягодой в Миорском районе, день огурца празднуют в Шклове. Давно пора проводить и клубничный фестиваль в Лунинце.

Маленькие города борются за свой имидж. Пытаются с чистого листа создать нечто оригинальное и диковинное. Теперь в гонку за туристов включилась и старинная Лида, где накануне “Октоберфеста” в Мюнхене прошел фестиваль хмеля, солода и воды LIDBEER, естественно, с легким намеком на немецкий праздник. Приурочен он был ко Дню города и к совсем неюбилейной дате — 139-летию местной пивоваренной компании. Слоган праздника “Лида — столица пивоварения” наполнял сердца гордостью. У города большие не только пивоваренные, но и предпринимательские традиции, о чем напомнил всем на празднике председатель Лидского райисполкома Михаил Карпович:

— В XVI веке городу было даровано Магдебургское право. Тогда, 425 лет назад, Лида получила право на пивоварение. В XIX веке в Лиде — единственном городе на территории современной Беларуси — существовало сразу три пивоваренных завода. Один из них в следующем году отпразднует 140-летие. Роль туристической привлекательности нашей страны растет с каждым годом благодаря развитию региональных городов. Уверен, в ближайшее время туристы будут приезжать к нам не только ради Лидского замка — безусловно, главной исторической гордости района.

Посетивший праздник министр культуры Борис Светлов тоже был настроен оптимистично и высказал мысль, что при развитии современных технологий и инфраструктуры размывается само понятие “столица и периферия”:

— Сегодня любой город Беларуси может стать культурной столицей. И эти тематические фестивали востребованы обществом и должны проводиться как можно чаще. В Лиде занимаются хорошим делом — воссозданием истории, развивают культуру пития, которая во многом определяет и культуру бытия. У города богатые традиции пивоварения. Во главе угла такого праздника стоит эстетика. И если у нас сегодня есть яблочные или винные праздники, почему бы не быть пивному?

Действительно, почему бы и нет? Тем более что пиво в Лиде варили при любой погоде, и этот напиток прочно ассоциируется с этим городом. Другое дело, что пивные праздники и у нас проходят довольно часто, а организаторам LIDBEER нужно тщательно разработать свою концепцию, чтобы как-то выделяться на общем фоне. Пока же это было похоже на обычный праздник в районном центре. Чисто, аккуратно, торжественно... Но, чтобы чему-то по-настоящему удивиться, нужно было серьезно постараться. Над поп-корном и квасом в продуктовых палатках кружили осы, а над городом “вальсировали” вертолеты. Всем желающим предлагалась вертолетная прогулка с ветерком. 

Перед входом в Лидский замок, реставрация которого, по словам Бориса Светлова, завершена на 91%, гостей встречала дама в старинном одеянии. Она истошным голосом вопила: “Рыцарского турнира не будет! Входные билеты приобретайте в кассе!” Почему не будет, прекрасная дама не объясняла. Наверное, рыцари притомились. Но мне показалось логичным, что в День города вход в замок можно было бы сделать и бесплатным.

Горожане и гости Лиды толпились вокруг торговых палаток c яствами, явно не претендующими на оригинальность. Все из сегодняшнего общепита, без всякой средневековой романтики. Нынче издают книги средневековых белорусских рецептов, кичатся своеобразием национальной кухни, но когда доходит до дела, ничего лучше “котлеты по-киевски” придумать не могут. Зайдет иностранец в такую палатку — какое представление получит он о национальной кухне? Да никакого! Так же странно выглядели на многих кафе в центре города строгие таблички “Спецобслуживание”. Кто мог там так долго “спецобслуживаться”? Или рестораны просто ушли на время праздника в глухое подполье?..

Некая размытость концепции и стереотипность взгляда, к сожалению, проблема не только праздника пива в Лиде, но и многих других наших фестивалей. Мало найти удачный символ праздника. Важно, чтобы он заиграл в общем антураже, а с этим у нас пока часто возникают проблемы. Начиночка все еще аскетичная, советская, без лирики: “Здесь заезда нет... Сюда не ходите... Кофе-машина у нас сломалась...” Наверняка и 425 лет назад проблем хватало, но люди как-то справлялись, умели от души повеселиться. И рыцари не сачковали...

pepel@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter