Конкуренция среди потребителей древесины повлияла на рост стоимости сырья и заставила обратить внимание на невостребованные ранее ресурсы

Пеллеты: выжать из сырья максимум

В последние годы в Беларуси создается заметно больше лесов, чем вырубается. Таков принцип неистощительного лесопользования, когда забота о природе для будущих поколений вышла на ведущие роли. Неудивительно, что запас древесины на корню не сокращается и уверенно приближается к 2 млрд кубометров. При этом вырубается примерно процент в год. Так, план на 2021-й — более 20 млн кубометров. По сравнению с 2020 годом объемы немного прибавят. Все строго по плану и под потребность рынка. Перекосов быть не должно, если, конечно, природа не подкинет непредвиденных сюрпризов. Ведь даже усыхание сосновых лесов, ставшее проблемой в последнее время, лесникам в прошлом году все же удалось взять в свои руки. Вместе с тем на прошедшей недавно итоговой коллегии министр лесного хозяйства Виталий Дрожжа предупредил: «Предстоит работать в жестких конкурентных условиях». В чем причина сложившейся ситуации, разбиралась корреспондент «Р».

От экспорта щепы в нынешнем году лесхозы решили отказаться.

Гранулы успеха

Этот год для Минлесхоза будет не менее сложным, чем 2020-й, честно предупредил Виталий Дрожжа. Хотя если судить по финансово-экономическим показателям, прошлый год выдался довольно динамичным. Так, лесное хозяйство — одна из отраслей, что не сбавила обороты и даже вышла в плюс по всем основным показателям, будь то прибыль или зарплата. Экспорт достиг рекордных 185 млн долларов. Это на 20 процентов больше, чем в 2019-м, и в 1,8 раза больше, чем в 2010-м. Кассу сделали пилопродукция, пеллеты и щепа. От экспорта последней, к слову, в нынешнем году решили отказаться — она хороша в производстве пеллет. Как ни крути, лесхозы прирастают новыми заводами по выпуску топливных гранул, а значит, есть возможность выпускать продукцию с более высокой добавленной стоимостью. 

Первые шесть заводов плюс перепрофилированное предприятие в Копыльском опытном лесхозе ежегодно будут выпускать около 170 000 тонн пеллет. Производства работают стабильно, нет вопросов к качеству и проблем с контрактами. В 2020 году лесхозы реализовали почти 83 000 тонн пеллет, основной объем произведен как раз на новых площадках. Экспорт принес около 9 млн долларов. Прогноз на этот год оптимистичный: склады многих потенциальных покупателей подчистила холодная зима. А значит, должны вырасти и спрос, и цена. 

По плану до конца года ввод еще минимум шести производств общей мощностью около 130 000 тонн. Плюс о масштабных проектах в этой сфере заявляют и другие игроки. Например, концерн «Беллесбумпром» анонсировал открытие в этом году пеллетного завода мощностью 150 000 тонн в Витебске. Председатель концерна Михаил Касько отметил, что благодаря проекту в переработку будет вовлекаться низкокачественное и невостребованное на других деревообрабатывающих производствах древесное сырье лиственных пород. О похожих планах говорили и некоторые частные игроки. Если учесть, что на производство тонны пеллет требуется 2—2,5 «куба» сырья, логично предположить, что спрос на техсырье, дровяную древесину, щепу и опилки ощутимо вырастет.

Спрос на древесину внутри страны заметно вырос.

Неудивительно, что вопрос остатков, остро возникший в 2019-м из-за разбалансировки спроса и предложения древесины на рынке, по сути, уже не стоит. По данным на начало года, их объем составил 1,8 млн кубометров. Это на треть меньше, чем в начале 2020-го, и на 35 процентов меньше, чем весной 2019-го. Сейчас ежемесячно остатки сокращаются на 50 000—100 000 кубометров. С вводом новых пеллетных заводов процесс пойдет еще быстрее. В планах выйти на сопоставимый с месячным объемом заготовки древесины показатель — речь идет примерно о 0,9 млн кубометров. Причем большую часть остатков впредь должна составлять качественная древесина. Того неликвида, приковавшего ранее внимание к отрасли, в большом количестве не предвидится.

Долг платежом красен

Кроме того, упомянутая выше щепа, как и дровяная древесина, пеллеты, может стать в перспективе основным видом топлива для котельных. Во время встречи в начале года у Президента было поручено проанализировать целесообразность перехода с газа на древесные виды топлива. При этом надо решить ряд нюансов. Например, в случае с отгрузкой на экспорт лесхозы работают по 100-процентной предоплате. Работа на внутреннем рынке, показывает практика, порой чревата несвоевременными расчетами. Так, по данным на начало 2021 года, долги перед лесхозами составили 35,5 млн рублей. Минлесхоз не сидит сложа руки и изо всех сил старается вернуть причитающееся. Задолженности же сейчас перекрываются за счет поступления валютной выручки. Сократится она из-за меньшей реализации на экспорт — как это скажется на финансовом состоянии лесхозов? Есть время подумать над тем, как быть дальше, до середины весны, когда на высоком уровне планируют вернуться к вопросу о развитии лесного хозяйства. 

Министр подчеркивает:

— Как вариант — для нас было бы понятно, если бы во время подготовки к отопительному сезону мы работали в условиях отсрочки. Мы сможем выдержать этот период. Важно потом рассчитаться, во время отопительного сезона с условием погашения просроченной задолженности до середины апреля, чтобы мы могли работать.

В августе ЕГАИС станет обязательной для всех участников процесса заготовки, транспортировки и переработки древесины.

Последнее слово за рынком

При этом растет спрос внутри страны и на кругляк. В 2020-м лесхозы продали своим покупателям почти 16 млн кубометров. В том числе около 11 млн «кубов» деловой древесины. Часть сырья купили сами же лесхозы. Как-никак сегодня в отрасли есть 96 деревообрабатывающих производств. Причем доля переработанной низкокачественной древесины выросла за год более чем на треть и превысила 50 процентов в общем объеме. 

— Эта тенденция должна быть принята. Важно понимать: наша первоочередная задача — обеспечение белорусских производителей сырьем. Это значит заготавливать и продавать качественную древесину, на которую есть спрос. Собственным цехам предстоит работать с тем сырьем, которое пока будет не востребовано. Кроме того, надо быть готовыми к тому, что фондов облисполкомов станет недостаточно. Поэтому мы должны нацеливаться на переработку лиственных лесоматериалов, которые сегодня пока не так востребованы, — обозначил перспективы Виталий Дрожжа. 

Он напомнил, что в последние годы деревообработка заметно прибавила. В регионах то и дело появляются новые производства разного калибра, порой без просчета сырьевой базы. Как результат — стоимость сырья растет. По цене древесины мы приблизились к Польше и Литве, хотя еще пару лет назад покупать ее здесь было в 3—4 раза дешевле. Некоторые частные компании даже начинают закупать сырье в соседних странах. 

— Все это не позволяет расслабляться и добиваться своих финансовых результатов путем удешевления сырья, поступающего в наши цеха. Так что надо думать, во что будем вкладываться. Ближний горизонт мы заложили в бизнес-планы. Отмечу: увеличиваем не объем, а глубину переработки, делаем ее более эффективной. При этом работаем над снижением затрат, — обозначил задачу Дрожжа.

В этом году новые пеллетные заводы откроются не только в системе Минлесхоза.

Что касается растущей конкуренции на рынке, по мнению министра, эволюционным путем мы придем к оптимальному числу предприятий, нужному стране сырью и глубине переработки. Так что главное — держать нос по ветру. Лесники в свою очередь обещают эффективнее работать с ресурсом: продумывать оптимальный выход сортиментов, следить за движением сырья — благо есть единая государственная автоматизированная информационная система заготовки древесины и сделок с ней (ЕГАИС). Уже в августе она станет обязательной для всех участников процесса заготовки, транспортировки и переработки на территории лесного фонда.

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Query Error!