На контроле Президента: пеллетные заводы

Пеллет в будущее

Сегодня в мире ежегодное потребление топливных гранул превышает 40 миллионов тонн. По оценкам экспертов, с каждым годом этот показатель увеличивается примерно на 1,5 миллиона тонн. Например, только Япония намерена к 2030 году увеличить пеллетные закупки в десять раз — до 20 миллионов тонн. И белорусы готовы наращивать производство экотоплива. В следующем году в нашей стране планируют построить еще 6 мини-заводов. В итоге получим дополнительную валютную выручку, новые рабочие места, избавление от отходов и еще больший порядок в лесах. Об этом очередной выпуск специального проекта Агентства теленовостей, вышедший в эфире канала «Беларусь 1».


Древесные отходы — в теплогенератор, опилки — в сушильный барабан. Далее процесс гранулирования и выход готовой продукции. Так сегодня выглядит первый в системе Минлесхоза пеллетный завод. Производству уже более 12 лет. Да, современные технологии шагнули вперед. Но, несмотря на это, в Житковичском лесхозе ежесуточно производят 20 тонн топливных гранул, которые ежемесячно приносят доход в 50 тысяч евро.

Если в цифрах, то ежемесячно в лесхозе выпускают 2300 кубов обрезного пиломатериала. Для этого на переработку уходит от 6 до 6,5 тысячи кубометров круглого леса. А ведь есть еще и неликвидные древесные остатки — усохшие деревья, ветки. Поэтому директор Михаил Левкович говорит:

— Стало понятно, что предыдущего завода, который работает на опилках, нам недостаточно. Было принято решение построить завод, который будет перерабатывать отходы и дровяную древесину.

Новое производство выросло менее чем за год. Сегодня директор Житковичского лесхоза уже контролирует процесс холодного пуска. Проще говоря, специалисты начинают обкатывать оборудование и готовятся к получению первых топливных гранул. По сравнению со старым новый завод в 4 раза мощнее. Ежемесячно здесь планируют выпускать 1800 тонн пеллет.

Пеллетное производство на базе Новогрудского лесхоза.

Для монтажника технологического оборудования Вячеслава Рожкова Мозырский пеллетный завод — третий объект за последние полгода. Монтировал точно такие же линии в Кличеве и Житковичах. Сегодня строительство вышло на финальную стадию, полным ходом идет установка технологического оборудования. Новые рабочие места на Мозырском пеллетном получили 16 человек. Завод будет работать в круглосуточном режиме. Мощность предприятия — 36 тысяч тонн готовой продукции в год. Универсальная линия позволит фасовать гранулы как в 15-килограммовые пакеты, так и в биг-беги, которые вмещают тонну. Самые крупные партии топливных пеллет будут доставляться потребителям в вагонах. Для подхода поездов специально строят железнодорожную ветку.

С реализацией товара тоже проблем не будет, уверен директор Мозырского опытного лесхоза Андрей Марачковский, ведь экопродукция востребована на европейском рынке. Большие силосы — металлические емкости для хранения гранул — позволяют складировать запасы пеллет и спокойно ждать отопительного сезона, когда цены на этот вид энергоресурсов повышаются. Но самое главное, отмечает Андрей Марачковский, в лесу, как и в деревообработке, не останется отходов:

— Мы посчитали все наши объемы и вышли на то, чтобы именно под эту мощность перерабатывать всю низкокачественную древесину. Рассчитываем, что 1 августа увидим первый пеллет.
Белорусскими пеллетами обогреваются в Италии, Дании, Финляндии, странах Балтии. Ближайшая перспектива — завоевать рынок Великобритании и наладить поставки в Японию.
Лес — наше богатство. От того, как мы распорядимся этим наследием, зависит не только наша экология, но и будущее отечественной деревообработки. Поэтому закономерно, что ситуация в лесной отрасли часто обсуждается у ­Президента. Задача — не просто обеспечить сырьем внутренний рынок, но и отправить продукцию на экспорт — с высокой добавленной стоимостью. Запуск в стране пеллетных заводов гарантирует безотходную переработку и позволит выжать максимум даже из низкосортной древесины. Президент подчеркивает:

— Мы должны перерабатывать наши лесные ресурсы в какой-то полуфабрикат, а лучше в мебель с высокой добавленной стоимостью. Перерабатывать сырье и поставлять на внешние рынки. Учитесь у немцев. У них нет отходов. Переработайте и продайте.

По подсчетам контролеров, еще два года назад в лесах страны складировалось около 3 миллионов кубов низкосортной древесины. Столь серьезные запасы образовались в том числе из-за небывалого нашествия короеда. Насекомые молниеносно повреждали сотни и тысячи гектаров зеленых насаждений. Чтобы спасти здоровые деревья, больные приходилось вырубать. Деловую древесину сразу пускали на переработку. Остатки же складировались. Кроме того, лесники не прекращали рубки ухода. Заместитель начальника главного управления КГК Беларуси Василий Руденик информирует:

— На 1 января 2020 года общие остатки дровяной древесины и техсырья как самой низкосортной древесины составили 2 млн 170 тысяч метров кубических. Если сравнивать эти показатели с имеющимися на 1 июня текущего года данными, видно, что цифра уменьшилась почти на 460 тысяч и составила около 1 млн 700 метров кубических.


«Санитар-дровосек» — так про себя с улыбкой говорит оператор харвестера Новогрудского лесхоза Дмитрий Прутик. Сегодня его основная задача — избавить участок леса от сухостоя, рассортировать древесину и расчистить площадку под будущие посадки деревьев. За смену на харвестере он заготавливает порядка 120 кубов древесины. Поясняет:

— Срезаю дерево. Происходит валка, протяжка на ассортименты. Раскладываешь. Если сухое — значит, в большей части дрова, ну а если сырое — значит, там и пиловочник.

Главный лесничий Новогрудского лесхоза Виталий Пясецкий уточняет:

— В данном случае большая часть древесины еще является деловой, так как это свежее усыхание конца прошлого или нынешнего года. И она используется для производства бумаги. Другие ассортименты непригодны для делового использования, они являются низкокачественной древесиной.

Топливные гранулы в Новогрудском лесхозе начали получать в последних числах мая. Мощности предприятия позволяют выпускать 4 тонны продукции в час. На этой линии перерабатывают как древесную щепу, полученную в результате дробления неликвидной древесины, так и отходы лесопиления. Директор лесхоза Михаил Игнатик констатирует:

— Со строительством этого завода нас как отрасль, как лесхоз начали узнавать в Европе. И мы спокойно выходим с конкурентоспособной продукцией на европейские рынки.

Инвестиции в имеющуюся в Беларуси шестерку экспортно ориентированных производств составили 81 млн рублей. И каждый этот рубль, как и окупаемость, был просчитан до копейки. Заместитель министра лесного хозяйства Владимир Креч говорит:

— Была проанализирована динамика роста снижения цен на такую продукцию за последние 10 лет — и мы поняли, что даже при реализации наихудшего сценария формирования цены окупаемость нашего производства составит от 6 до 9 лет. А если эти цены будут хотя бы в среднем интервале, срок окупаемости уменьшится до 4–6 лет. Это очень неплохо для таких мини-заводов.


Копыльский завод — седьмой в стране. Предприятие запускалось не по той же программе, как предыдущие шесть его собратьев. Да оно и менее мощное, но уж точно не менее рентабельное, рассказывает директор Копыльского опытного лесхоза Сергей Ульдинович:

— 97 процентов продукции, производимой здесь, реализуется на экспорт. Рентабельность сегодня — порядка 25 процентов. Рассчитываем, что к отопительному сезону цены немножко поднимутся, а рентабельность еще возрастет.

По подсчетам Минлесхоза, существующие в стране заводы в год будут производить 156 тысяч тонн пеллет. Это позволит нашей стране получить около 20 млн долларов дополнительной валютной выручки.

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter