Пекин в ожидании

В олимпийских медалях есть не только металл, но и камень

В олимпийских медалях есть не только металл, но и камень


Олимпийский чемпион — это навсегда. Мировые рекордсмены становятся бывшими, победители Олимпиад — никогда. Олимпийская медаль — высший знак качества. Чтобы узнать, как этот знак будет выглядеть в Пекине, мы искали встречи с дизайнером медалей–2008 Ван Ипэном. Это оказалось делом непростым: не то чтобы он был фигурой засекреченной, просто очень занят. Но мы были настойчивы — в результате не только с дизайнером встретились, но и олимпийские медали (оригиналы, не образцы!) подержали в руках.


В конкурсе на дизайн олимпийских медалей участвовало 265 проектов, а победителя выбирал Международный олимпийский комитет. Выиграл проект Ван Ипэн — специалист в области промышленного дизайна, профессор Китайской академии изобразительных искусств. На вопросы о себе профессор отвечает неохотно — что, мол, рассказывать: 50 лет, обычная китайская семья — жена и единственный ребенок (дочка). Нет, после победы в конкурсе жизнь никак не изменилась. Деньги? Денежный приз был небольшим, да и тот разделили между группой дизайнеров. Так что главное, что получил Ван Ипэн, — гордую возможность видеть свой дизайн на шее каждого призера Олимпийских и Паралимпийских игр. А еще — редкий (вернее, редчайший — раз в жизни выпадает) шанс познакомить мир с китайской культурой с помощью своего дизайна. Вот об этой стороне олимпийской медали он рассказывает с воодушевлением и упоением: «Когда я думал о дизайне медалей, то хотел, чтобы они отражали пять тысяч лет китайской истории и культуры и одновременно соответствовали олимпийской тематике. Решил, что в них обязательно должен присутствовать нефрит — это традиционный и очень важный для нас, китайцев, камень».


Благодаря этой идее медали Вана Ипэна вошли в историю — впервые в олимпийских наградах используется не только металл, но и камень. Нефрит — полудрагоценный камень, популярный во всех азиатских странах, он имеет не только материальное, но и духовное значение. Конфуций говорил о хорошем человеке: «Его мораль чиста, как нефрит». Круглый нефрит — такой, как в олимпийских медалях — в Китае использовали в ритуальных целях, это знак благодарности Небу.


Ван Ипэн рассказывал: «Я решил использовать три вида камня. В золотой медали — это будет самый драгоценный белый нефрит, немного прозрачный, когда–то носить его мог только император. В серебряной — камень светло–зеленого, а в бронзовой — темно–зеленого оттенка. Чем светлее нефрит, тем он дороже. Мы используем только полупрозрачные оттенки камня, это символизирует китайскую культуру — нежную, тонкую и построенную на полутонах».


Китайская культура на самом деле — не только в камне, ею пропитана каждая деталь, какой бы мелкой она ни казалась непосвященному человеку. Например, металлический держатель для шелковой ленты — симметричный, и, если мысленно разделить его пополам, проявятся два символа — дракона и единения. Это традиционный китайский дизайн, называется хуа. На шелковой медальной ленте вышиты изображения счастливых облаков сянъюнь — такие же, как и на олимпийском факеле. Сянъюнь всегда изображали на обороте императорских указов о назначениях важных государственных деятелей.


Производство медалей спонсировала компания BHP Billiton — партнер Международного олимпийского комитета. Это крупнейшая в мире компания по добыче полезных ископаемых, именно она предоставила сырье для медалей. С прииска в чилийской пустыне Атакама доставили медный концентрат, который содержит 13 кг золота. Вы ведь, наверное, знаете, что золотые медали — на самом деле не золотые, но серебряные с позолотой? На позолоту каждой ушло 6 г золота. Серебро для золотых и серебряных медалей (1.340 кг) привезли из Австралии, а вот меди понадобилось аж 6.930 кг — из нее изготовят не только бронзовые медали, но и памятные знаки, которые получат все участники Игр.


Медали сделали на монетном дворе в Шанхае. Всего произвели 6.000 комплектов — как для Олимпийских, так и Паралимпийских игр. Я не удержалась и спросила об их стоимости. Ван Ипэн засмеялся и сказал то, что я, конечно, знала и так: медали Олимпиады — бесценны. «Я действительно не знаю даже себестоимости их производства, — улыбается дизайнер и добавляет: — Но могу сказать одно: нефрит, который используется в медалях, дороже золота». Его добывают в горах Кунлунь провинции Цинхай. Древние китайцы верили, что в этих горах обитают боги.


Каждая медаль будет упакована в коробку бордового цвета, на внешней стороне которой изображена эмблема Олимпийских или Паралимпийских игр. В дизайне этой коробки Ван Ипэн снова соединил божественное и земное: «На первый взгляд коробка кажется квадратной, но если внимательно посмотрите, то увидите, что углы сглажены — то есть она квадратная, но в то же время немного круглая. Согласно традиционным китайским представлениям небо — круглое, а земля — квадратная».


Так Ван Ипэн высказал то, о чем мы все догадывались и раньше: олимпийские чемпионы, с одной стороны, такие же люди, как мы все, но с другой, они — небожители. Хочется пожелать только одного: чтобы в этом пантеоне белорусов было как можно больше.

 

На снимке: собкор «СБ» Инесса Плескачевская с Ван Ипэном.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter