Педсовет на кухне

В стране около 1.500 педагогических династий, которые насчитывают не менее трех поколений

Геннадий Кулицкий.
«От яблоньки яблочко, а от ели шишка». Подобные пословицы можно услышать в разных странах. И речь не только о внешней схожести людей из одной семьи, характерных жестах, привычках. Происхождение человека нередко определяет его дальнейшую судьбу. Неудивительно, что и в профессиональном плане дети часто идут по стопам родителей. Тем более когда этот путь протаптывает уже не одно поколение. Так случилось и в роду Кулицких — общий стаж работы этой семьи в системе образования 268 лет!

С представителями фамилии знакомлюсь на пороге минской школы № 209. Геннадий Мечиславович с супругой Людмилой Николаевной трудятся здесь с момента открытия учебного заведения в 1992–м (до этого работали в хойникской СШ № 4). Он — учитель географии, она — иностранного языка. А 12 лет назад, еще во время учебы в инязе, и дочь Ольга Геннадьевна Дрожджа к ним в учительской присоединилась. Конечно, со своей золотой медалью и красным дипломом она смогла бы найти и более хлебное место. Но не стала. Говорит: «У каждого человека свое призвание. Мое — передавать знания».

Мечислав Кулицкий.

Устроившись за ученической партой, с интересом разглядываю семейный альбом, который Кулицкие готовили для участия в фестивале педагогических династий в 2015–м: фото, грамоты, даже пожелтевшие от времени странички с планами уроков почти 70–летней давности... Более ранние не сохранились — трудовой стаж основателя династии Мечислава Кулицкого отсчитывается с 1940–го. Геннадий Мечиславович, младший ребенок в семье учителя, вспоминает:

— В 18 лет после окончания педагогических курсов папа был направлен заведующим Засадской начальной школой на Щучинщине. А уже через год ушел на фронт. Воевал под Москвой, освобождал Украину, Польшу, Германию... После войны вернулся к мирной профессии: окончил Могилевский пединститут, приехал в родной Хойникский район и до 1983 года работал в школе учителем географии. Настоящий сельский интеллигент — его так и называли.

Ольга Дрожджа.

Почему пошел по стопам отца? Говорит, понравился предмет: универсальный, содержит самые разносторонние знания. В жизни география на каждом шагу... Вот только для современных школьников этих аргументов маловато. Увлечь их становится все тяжелее. Некоторые уже в 6–м классе приходят на урок с заранее сформулированным ответом: «А зачем мне учить географию? Вся информация есть в интернете». Людмила Николаевна поддерживает мужа:

— Дети сегодня очень зависимы от мобильных телефонов, компьютеров. Но проблема еще и в другом. Изменилось само отношение к образованию. Если раньше старались учиться, понимали, что нужно будет проявить знания, чтобы чего–то в жизни достичь, то в последние годы многие уверены: сами где–то недоработают, не поступят на бюджет, так родители смогут им оплатить учебу. Да и родители со своей стороны больше заняты вопросами обеспечения материального достатка в семье, забывая о воспитании детей... Неудивительно, что те часто ходят на уроки просто ради галочки, а не за знаниями.

Людмила Кулицкая.

Учителя Кулицкие говорят о наболевшем. Им есть с чем сравнивать. Начинали–то работать еще в советской школе. Но на прошлом не зацикливаются. Стараются идти в ногу со временем, искать новые подходы в образовании. В этом, к слову, очень помогает преемственность поколений. Тем более что и дочь в профессии уже успела отличиться. Пару лет назад на районном конкурсе молодых учителей вошла в число лучших. Гены, говорит. Еще маленькой девочкой, пока подружки играли в продавщиц, врачей, певиц, она всегда была учительницей. Так что ничего удивительного. По словам Ольги Геннадьевны, даже когда семья собирается дома, любой праздник превращается в мини–педсовет, и работа так или иначе становится основной темой разговора:

В педагогической династии Кулицких три поколения

— Это, наверное, неизбежно, когда люди увлечены своим делом.

Интересуюсь: а кто следующий в педагогической династии?

Ольга Геннадьевна улыбается:

— У меня двое сыновей трех и шести лет. Старший, правда, пока собирается стать директором зоопарка. Но если передумает и захочет пойти в педагоги, отговаривать не стану... Если серьезно, то я очень надеюсь, что отношение к профессии учителя в обществе изменится в лучшую сторону. Что для этого необходимо? В первую очередь работать в школе должны грамотные специалисты, по призванию. А не те, кто больше никуда не смог поступить. И приходить не на два года по распределению — основательно. Чтобы видеть плоды своей работы.

ЦИФРА «СБ»

В стране около 1.500 педагогических династий, которые насчитывают не менее трех поколений.

КСТАТИ

Представители некоторых минских династий получили памятные награды в День города. В их числе династии Кулицких (общий стаж в сфере образования 268 лет), Гецман (общий стаж на Минском электротехническом заводе имени В.И.Козлова 192 года), Сачивко (общий стаж на МТЗ 126 лет), Булойчик (общий стаж на Минском заводе колесных тягачей 209 лет).

dekola@mail.ru
Автор фото: Сергей ЛОЗЮК
Версия для печати
Анечка

С огромным уважением отношусь к тем, кто работает в школе. Это столько нервов там нужно оставлять - и деньги за это дают небольшие. Поэтому, кстати, и осуждать отдельных выпускников педвузов, которые, работая в школе, спят и видят, как бы оттуда побыстрее уйти, тоже не могу. Моя подруга отработала положенное по распределению время в сельской школе Вилейского района - и после этого ее там сразу же и след простыл. Сейчас оказывает услуги по наращиванию ногтей на дому. Это ее выбор, а за выбор нельзя судить человека.

Отец

Честно говоря, имена некоторых своих учителей к своим годам я уже забыл. Но имя первой учительницы, которая учила меня в младших классах, думаю, с собой в могилу унесу. Вот это была действительно увлеченная работой женщина. Тогда еще советские годы были. Не думаю, что учителя зарабатывали больше, чем сейчас. И тем не менее она практически каждый день задерживалась на работе после уроков. Разговаривала. Какой-то материал разжевывала в индивидуальном порядке. Сейчас же многие педагоги, смотрю, уже на последнем уроке чуть ли не на чемоданах сидят. А о том, что и как делать малышам, которым продленка не предлагается и соответственно нужно самим домой добираться, эти учителя, увы, вообще не думают. Свое дело надо любить, и тогда оно само тебя отблагодарит.

Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости