Педаль за отвагу

Для велосипедистов приспособлено не более 2 % дорог столицы

Корреспондент «Р» месяц добиралась на работу на велосипеде

Проедешь нынче в переполненном автобусе — семь потов с тебя сойдет. А как обидно провожать взглядом свой маршрут, на который опоздала всего на минуту! При всех удобствах общественный транспорт порой выматывает и силы, и нервы. Какая ему есть альтернатива, кроме автомобиля? Подумалось: почему бы не пересесть на велосипед? Не зря же в Европе крутят педали все от мала до велика. Взвесив все «за» и «против», я подарила проездной на автобус соседке и купила велосипед. Месяц без общественного транспорта заставил о многом задуматься.

От общежития за МКАД в Щемыслице до редакции — 16 километров и час дороги в автобусе и метро. Посмотрим, на что способен «велик».

В первый день на работу выехала на полчаса раньше обычного — в 7.30. Поначалу очень сомневалась: а имеет ли затея смысл? Но когда обогнала застрявший в пробке на перекрестке улиц Короткевича и Казинца автобус, в котором ехали друзья (выходили из общежития вместе), забыла об усталости. Вдоль проспекта Независимости до станции метро «Академия наук» пролетела почти без остановок. «Припарковалась» у Дома прессы и взглянула на часы. Ух ты: 8.15! На дорогу от порога до порога ушло 45 минут.

Первую неделю приезжала домой еле живая. Сил едва хватало втянуть велосипед в коридор. На кухню даже не заходила — сразу падала на кровать. Но настоящий экзамен выпал на мой второй день с велосипедом. Поехала за город на фестиваль байкеров, а по дороге домой попала под проливной дождь. На обратном пути возле меня, мокрой и уставшей, остановилась машина скорой помощи.

— Девушка, вас подвезти?

Через минуту и я, и велосипед были уже в машине. Мы немного потеснили носилки, и я отзвонилась друзьям, счастливым голосом объявив: «Представляете, я с великом еду в «скорой помощи»!» После такого боевого крещения уже ничего не боюсь.

Новый образ жизни заставил пересмотреть гардероб. Отыскались и пошли в ход старые потрепанные джинсы, кроссовки и спортивный костюм — это самая удобная одежда для велопоездок. На работу отправились две вешалки с юбками и рубашками, под столом прописались туфли. Сумка и вовсе пылится дома: с рюкзаком на велосипеде куда удобнее.

Очень быстро выяснилось, что для велосипедиста дорога и тротуар полны не самых приятных сюрпризов. На улице Короткевича — узкая пешеходная дорожка, мост возле института культуры — весь в трещинах. За неделю я выучила каждую ямочку и трещину в асфальте на своем маршруте. Но, если едешь по новым для себя дорогам, надо быть всегда начеку. И вечное движение, с которым ассоциируется велосипед, быстро превращается в вечную проблему. Теоретически Минск удобен для велопоездок: просторные улицы, широкие тротуары, много зеленых зон. Зато бордюры высокие, дорожки без разметки, не хватает стоянок. Известная велодорожка вдоль набережной Свислочи тоже «хромает»: мамы с колясками, бабули с собаками, целующиеся парочки, детвора с чипсами… Вместо ветра в лицо — проклятия в спину: «Куда едешь?» А куда идете?

— Ты что, в деревне? Ишь, на велосипед залезла. Автобусов что ли мало? — так меня встретили на остановке, которую пыталась объехать.

Езда по тротуару — сплошной адреналин: строительные работы, открытый люк, пробивший асфальт корень. И каждые 70–100 метров — пересечения с дорогами и проездами. А это значит — по бордюру с каждой стороны. Весь путь — один сплошной участок повышенного внимания. Даже телефон не беру в руки: за рулем как-никак.

На своих сайтах и форумах минские велосипедисты создали карту опасных для двухколесного транспорта мест: ямки, бордюры, ремонт дорог. Карту может дополнить отметкой любой желающий. И смотреть на нее, честно говоря, страшно: вся в красных точках.

Парковки — еще один бич велосипедистов. Кроме того, что их мало, это еще и небезопасно. Популярные замки с кодами можно легко перекусить кусачками (чем воры вовсю и пользуются), поэтому теперь в моем рюкзаке — тяжеленная метровая цепь и навесной амбарный замок.

Логику пандусов в подземных переходах я так и не поняла: улицы Московская, Машерова — с одной стороны есть, с другой — нет. Чем метаться туда-сюда в поисках спасительного выхода, я гордо тащу своего 14-килограммового друга сама. За месяц мне предложили помощь только два молодых человека.

К 2015 году в Минске по Концепции развития велосипедного движения будет уже 500 километров велодорожек и велополос. Как ездить эти 4 года — тот еще вопрос. А пока для велосипедистов приспособлено не более 2 процентов дорожной инфраструктуры столицы. Это ограничивает тех, кто уже обзавелся велосипедом, и останавливает тех, кто пока присматривается к спортивным витринам.

Но если парковки, дорожки и пандусы требуют денег, то почему так неоднозначно к велосипедистам относятся пешеходы? Одни в упор не видят, другие в ужасе отскакивают. Причем и те, и другие создают проблемы. Но достаточно быстро можно научиться предсказывать реакцию людей даже по спинам…

Спустя месяц я ничуть не жалею, что выбрала альтернативу общественному транспорту. Мышцы привыкли, полтора часа в дороге каждый день — отличная тренировка для организма. А колдобины, некультурные пешеходы и нервные водители как-то перестают волновать, когда чувствуешь радость движения. Снова стать пассажиром меня заставит разве что осень с ее первыми заморозками.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter