Педагогика для больших

Сегодня - Международный день семьи Семья в переводе с латинского означает "голод".
Сегодня - Международный день семьи

Семья в переводе с латинского означает "голод". Голод не в прямом смысле слова, конечно. Как трактуют латынь психотерапевты, именно семья может обеспечить человеку необходимую эмоциональную поддержку, психологическую защиту от житейских бурь. Мы, похоже, все реже испытываем "голод по семье". Иначе чем объяснить, что в республике распадается чуть ли не каждый второй брак? Что более 30.000 детей - сироты, 85 процентов из них - сироты при живых папах и мамах. Десятки тысяч детей воспитываются в неполных семьях, где ребенок фактически лишен должной родительской заботы. Одновременно увеличивается количество детей, рожденных вне брака. В 1999 году на свет появилось 16,5 тысячи внебрачных малышей - почти 18 процентов от общего числа новорожденных. По данным локальных социологических исследований, 40 процентов школьников испытывают дома дискомфорт.

Так в цифровом выражении выглядит кризис семьи. Реальные же попытки изменить ситуацию были сделаны сравнительно недавно.

За последние полтора-два года в республике открыто несколько десятков социальных приютов для детей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации. Работают 20 социально-педагогических центров, развивается сеть центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей-инвалидов. В 1996 году в штатном расписании школ, ПТУ, техникумов появились социальные педагоги и психологи. Недавно психологи начали работать в детских дошкольных учреждениях и вузах.

10 лет назад необходимость подготовки таких специалистов в учебных заведениях, важность системной работы в социуме Министерству образования пришлось доказывать на самом высоком уровне. А нынче другая проблема - острая нехватка кадров. В системе образования работают примерно 2.600 социальных педагогов и около 2.000 психологов. Нужно раза в 3 больше. Кадровые проблемы не лучшим образом сказываются на работе тех же социально-педагогических центров, приютов. К примеру, пока ребенок находится в приюте, с его неблагополучной семьей, по идее, должны работать квалифицированные специалисты. Их задача - скорректировать ситуацию в этой семье, чтобы ребенок мог вернуться, а не оказался в детском доме или школе-интернате. В ряде приютов живут до полусотни ребятишек, и вопрос, кто будет работать с их семьями, сегодня остается открытым. Есть у кадровой проблемы и еще один аспект. На Западе существуют весьма жесткие профессиональные требования к тем, кто хочет работать с семьей. Это должны быть люди не моложе 30 лет, сами имеющие опыт семейной жизни и опыт не менее 5 лет практической работы под руководством специалиста. Увы, до европейских стандартов нам еще далеко. Начни предъявлять аналогичные требования, работать будет вообще некому.

- Часть вакансий социальных педагогов и психологов сегодня свободны по простой причине: мы не хотим профанировать идею, принимая на работу непрофессионалов. Проблема будет решена через год-два, когда начнется выпуск этих специалистов во всех педагогических вузах, - заверил начальник главного управления социальной и воспитательной работы Министерства образования республики Георгий Бутрим. - А вот вопрос качества их подготовки требует серьезного внимания. Ведь это работники особого рода. Они обеспечивают профессиональное сопровождение процесса социализации личности. Милосердие, сострадание, умение общаться с людьми являются для них показателями профпригодности. Поэтому важно не только дать им специальные знания, но и воспитать будущего социального педагога, практического психолога. Этим достаточно успешно занимаются в Белорусском государственном педагогическом университете имени М.Танка. 10 лет назад здесь открылся первый в республике факультет социальной педагогики и практической психологии. Составной частью учебного процесса является работа студентов в качестве волонтеров в Беларуси, в социальных центрах Швеции, Германии. Она помогает студентам понять, не ошиблись ли они в выборе профессии.

В социально-психологической поддержке сегодня нуждаются многие: неполные семьи, родители, воспитывающие детей-инвалидов, и сами эти дети, выпускники школ-интернатов, оступившиеся подростки. Так что даже если в ближайшем будущем кадровая проблема потеряет свою теперешнюю остроту (во что очень хочется верить), перепроизводство социальных педагогов и практических психологов нам однозначно не грозит.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter