Лукашенко встретился со студентами БГПУ

Педагогическая поэма

Президент встретился со студентами БГПУ
Встречи Президента со студентами всегда содержательны и интересны. Александр Лукашенко и сам не скрывает, что с молодежью он общается с особым удовольствием. Разные по форме, они всегда выливаются в откровенный, взаимно заинтересованный диалог. Разговор в Белорусском государственном педагогическом университете изначально замышлялся как семинар. Однако Президент сразу заметил, что не настаивает именно на таком формате. Как выстроится беседа, пусть так и будет. И хоть по структуре работы семинар удался вполне, учитывая обширность аудитории, он, на мой взгляд, вырос до весьма представительной заочной научно–практической конференции. Телемосты были налажены со всеми педагогическими вузами страны. В итоге в разговоре приняли участие более двух с половиной тысяч человек.


Пожалуй, нет нужды в дословном пересказе более чем трехчасового живого диалога. Люди, заинтересованные в деталях, видели и слышали то, о чем шла речь в БГПУ, в вечерних новостных телесюжетах. Поэтому поделюсь некоторыми личными наблюдениями, впечатлениями и выводами.

При всех общих чертах мероприятие имело одно важное явное отличие от подобных, проведенных в прошлые годы. Все–таки какими бы пытливыми и вдумчивыми ни были молодые люди, возраст аудитории всегда ощущается. Особенно в те моменты, когда парни и девушки открывают для себя нечто новое или говорят о вопросах, интересующих людей именно их возраста. А вот с педагогами нынешними и будущими разговор состоялся на удивление зрелый. С одной стороны, в силу того, что самое активное участие в нем приняли выпускники вуза — нынешние учителя и преподаватели университета. С другой, надо думать, в силу того, что тема образования сегодня на слуху. Вопросы ее совершенствования активно обсуждаются в обществе. И студенты объективно не могут оказаться в стороне от этих дискуссий. А потому имеют и свою точку зрения, охотно ею делятся.

Красной нитью через весь диалог прошла тема авторитета учителя. Да, материальная сторона вопроса, безусловно, важна. Президент это признает. Государство намерено вплотную подойти здесь к решению проблем. И все же, обратил внимание Александр Лукашенко, это не единственный фактор престижа. Здесь много составляющих. В том числе и те, которые лежат в плоскости формирования авторитетного имиджа учителя инструментами культуры и искусства. Но главное все же видится в том, как сами педагоги предстают перед обществом. И вот, наблюдая за аудиторией, я в блокноте сделал такую пометку: если бы все представители педагогического сообщества были столь же активны, имели собственную точку зрения и аргументы в ее защиту, то многое бы в проблематике престижа учителя решилось бы само собой.

Ведь далеко не каждый участник разговора с ходу соглашался со всем, что говорилось с кафедры. Взять, например, тему сроков обучения в вузах. Они сокращены. Для иных специальностей, может, и на пользу. Но возник вопрос: как быть с учителями физики? При сокращенной программе они не успевают пройти весь лабораторный практикум. А без этого отправлять их в школу на практику нельзя.

— А почему такие студенты не берут дополнительные занятия? — резонно поинтересовался Президент.

Действительно, если человек делает осознанный выбор, идет к поставленной перед собой цели, почему рассчитывает только на программу и не нагружает себя дополнительной работой? Тем более что такая возможность есть.

С педагогической практикой, к слову, вообще не все так просто. Да, студент сельхозвуза может выходить в поле уже с первого курса. В педагогике так не сделаешь. Как выпустить к детям в класс молодого человека без необходимого багажа методологических знаний? Из зала посыпались предложения: кто–то предложил ввести институт стажера, помощника учителя. Кто–то заговорил об использовании возможностей волонтерского движения. Президент согласился, что эти идеи интересные и их стоит проработать.

По ходу разговора высказанные разумные инициативы брались на карандаш. А по иным решения принимались прямо на месте. Прозвучало, например, предложение предоставить льготы при поступлении выпускникам педагогических классов. Они еще до первого курса по два года фактически проводят в университете. Президент отреагировал: давайте попробуем со следующего года. Или вот сельский учитель посетовал: нет рычагов влияния на безответственных родителей. Да, некая бюрократическая процедура существует: вызовы на комиссии, некоторые другие инструменты. Вплоть до постановки сорванца на учет в милиции. Но эффекта не дают. А стоит сделать просто: бедокурит систематически ученик — школа пишет представление в облисполком, который выписывает родителям штраф. И не надо никого ставить на учет. Последовало распоряжение Президента: подготовить соответствующее решение. Плюс проработать тему применительно к городам. В самом деле, официальные представители по закону несут за несовершеннолетнего ответственность. Глядишь, удар рублем заставил бы более ответственно относиться к этой обязанности.

Тема воспитания — тоже одна из острых. Кто здесь должен играть первую скрипку: семья или школа? Александр Лукашенко советует все дискуссии на этот счет прекратить. Понятно, что семью никто не заменит. Что в классическом варианте задачу нужно решать сообща, в тесном взаимодействии. Но не скинешь со счетов и то, что далеко не все семьи идут на такое сотрудничество. А коль так, никуда не денешься, и Президент просит педагогов нынешних и будущих активно включаться в воспитательный процесс.

Проблемы подросткового алкоголизма и наркомании, распространение пресловутых спайсов — ни одна из самых жгучих тем не осталась за границами свободной дискуссии в БГПА. И что особенно ценно, разговор явно получился прикладным. Президент сообщил, что в скором времени он планирует созвать совещание на тему комплексного совершенствования системы образования. У этой работы много составляющих. Жизнь показывает, что в осовременивании нуждаются учебные программы, изменений требует практика отбора абитуриентов, школу надо развернуть так, чтобы она давала детям не только знания, но и научила их анализу. Поток информации сегодня и без того обильный со всех сторон. А вот отделить зерна от плевел — сродни искусству. В оптимизации нуждается и сама структура системы образования. Здесь, убежден Александр Лукашенко, скрывается немалый потенциал в том числе и для повышения учительских зарплат.

Задач много. Встречи, подобные прошедшей в БГПА, весьма явно указывают на направления, где стоит сосредоточить усилия в первую очередь. Подсказывают варианты действий. И в конечном итоге помогают принимать такие управленческие решения, которые нужны профессионалам. Поскольку исходят от них же самих.


Прямая речь

Трансляция велась во все педагогические вузы страны. Своими впечатлениями поделились студенты из регионов:

Татьяна Аначко, студентка 5–го курса факультета истории, коммуникации и туризма Гродненского государственного университета имени Янки Купалы:

— Остра тема сокращения сроков обучения в вузах. Я поступала на пятилетний. Нынешние студенты младших курсов будут учиться 4 года. Интересовалась программой. Ее сократили в основном за счет предметов, которые имеют непосредственное отношение к будущей профессии. Оставили те, которые работают на общее развитие. Правильно ли это?

Студентка 5–го курса факультета естествознания Могилевского государственного университета им. А.Кулешова Оксана Васильченко:

— Поддерживаю Президента: студенту надо проходить практику с 1–го курса. Находиться рядом с учителем и смотреть, как организуется учебный процесс. Да, на занятиях нам много о чем рассказывают. Но в итоге получается, что во время семестра работаешь на хорошую оценку в зачетке — не более. А потом приходишь в школу, и в жизни оказывается все не так просто, как думалось на лекциях.

Кирилл Крипа, студент 3–го курса юридического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы:

— Президент в своем выступлении поднял очень серьезную проблему: падение авторитета учителя. Можно говорить о том, что очень трудно поддерживать высокий статус профессии педагога в нынешнем обществе, настроенном на прагматичную волну. Но и сами учителя должны, мне кажется, работать на свой авторитет. Только от родителей и старших по возрасту родственников я знаю, что учитель может быть не просто аудиоверсией учебника, но и наставником, другом.

Илья Романчук, студент 3–го курса факультета инновационных технологий машиностроения Гродненского государственного университета имени Янки Купалы:

— Президент высказался предельно ясно: высшее образование дается не для того, чтобы толпы бывших студентов правдой и неправдой старались устроиться на работу в столице или областных центрах. Лично я рассчитываю окончить вуз и вернуться в родную деревню Деречин в Зельвенском районе. Я люблю технику, люблю сельское хозяйство, люблю работу на земле, животноводство. Это мое. А жизнь в деревне сейчас ничуть не хуже, чем в областном или районном центре.

Студент 5–го курса исторического факультета Могилевского государственного университета им. А.Кулешова Александр Марко:

— Когда приходишь в школу на практику, видишь: кругозор современных школьников гораздо шире того, что был у тебя в их возрасте. Сегодня, как подчеркнул Президент, мы находимся в широком информационном поле. Но в потоках информации, поступающих с экранов телевизоров, из газет, радио, из интернета, часто противоречивые сведения. И разобраться в них школьник сам не может. Ребята теряются — не могут определить для себя, что действительно верно. Их надо этому обучать — развивать мышление. Математика учит логике. Анализ информации — также логика. Надо найти какой–то междисциплинарный подход.

kryat@sb.by
Фото БЕЛТА
Советская Белоруссия №223 (24604). Суббота, 22 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter