Педагогическая поэма

Лукашенко встретился со студентами БГПУ

Президент встретился со студентами БГПУ
Встречи Президента со студентами всегда содержательны и интересны. Александр Лукашенко и сам не скрывает, что с молодежью он общается с особым удовольствием. Разные по форме, они всегда выливаются в откровенный, взаимно заинтересованный диалог. Разговор в Белорусском государственном педагогическом университете изначально замышлялся как семинар. Однако Президент сразу заметил, что не настаивает именно на таком формате. Как выстроится беседа, пусть так и будет. И хоть по структуре работы семинар удался вполне, учитывая обширность аудитории, он, на мой взгляд, вырос до весьма представительной заочной научно–практической конференции. Телемосты были налажены со всеми педагогическими вузами страны. В итоге в разговоре приняли участие более двух с половиной тысяч человек.


Пожалуй, нет нужды в дословном пересказе более чем трехчасового живого диалога. Люди, заинтересованные в деталях, видели и слышали то, о чем шла речь в БГПУ, в вечерних новостных телесюжетах. Поэтому поделюсь некоторыми личными наблюдениями, впечатлениями и выводами.

При всех общих чертах мероприятие имело одно важное явное отличие от подобных, проведенных в прошлые годы. Все–таки какими бы пытливыми и вдумчивыми ни были молодые люди, возраст аудитории всегда ощущается. Особенно в те моменты, когда парни и девушки открывают для себя нечто новое или говорят о вопросах, интересующих людей именно их возраста. А вот с педагогами нынешними и будущими разговор состоялся на удивление зрелый. С одной стороны, в силу того, что самое активное участие в нем приняли выпускники вуза — нынешние учителя и преподаватели университета. С другой, надо думать, в силу того, что тема образования сегодня на слуху. Вопросы ее совершенствования активно обсуждаются в обществе. И студенты объективно не могут оказаться в стороне от этих дискуссий. А потому имеют и свою точку зрения, охотно ею делятся.

Красной нитью через весь диалог прошла тема авторитета учителя. Да, материальная сторона вопроса, безусловно, важна. Президент это признает. Государство намерено вплотную подойти здесь к решению проблем. И все же, обратил внимание Александр Лукашенко, это не единственный фактор престижа. Здесь много составляющих. В том числе и те, которые лежат в плоскости формирования авторитетного имиджа учителя инструментами культуры и искусства. Но главное все же видится в том, как сами педагоги предстают перед обществом. И вот, наблюдая за аудиторией, я в блокноте сделал такую пометку: если бы все представители педагогического сообщества были столь же активны, имели собственную точку зрения и аргументы в ее защиту, то многое бы в проблематике престижа учителя решилось бы само собой.

Ведь далеко не каждый участник разговора с ходу соглашался со всем, что говорилось с кафедры. Взять, например, тему сроков обучения в вузах. Они сокращены. Для иных специальностей, может, и на пользу. Но возник вопрос: как быть с учителями физики? При сокращенной программе они не успевают пройти весь лабораторный практикум. А без этого отправлять их в школу на практику нельзя.

— А почему такие студенты не берут дополнительные занятия? — резонно поинтересовался Президент.

Действительно, если человек делает осознанный выбор, идет к поставленной перед собой цели, почему рассчитывает только на программу и не нагружает себя дополнительной работой? Тем более что такая возможность есть.

С педагогической практикой, к слову, вообще не все так просто. Да, студент сельхозвуза может выходить в поле уже с первого курса. В педагогике так не сделаешь. Как выпустить к детям в класс молодого человека без необходимого багажа методологических знаний? Из зала посыпались предложения: кто–то предложил ввести институт стажера, помощника учителя. Кто–то заговорил об использовании возможностей волонтерского движения. Президент согласился, что эти идеи интересные и их стоит проработать.

По ходу разговора высказанные разумные инициативы брались на карандаш. А по иным решения принимались прямо на месте. Прозвучало, например, предложение предоставить льготы при поступлении выпускникам педагогических классов. Они еще до первого курса по два года фактически проводят в университете. Президент отреагировал: давайте попробуем со следующего года. Или вот сельский учитель посетовал: нет рычагов влияния на безответственных родителей. Да, некая бюрократическая процедура существует: вызовы на комиссии, некоторые другие инструменты. Вплоть до постановки сорванца на учет в милиции. Но эффекта не дают. А стоит сделать просто: бедокурит систематически ученик — школа пишет представление в облисполком, который выписывает родителям штраф. И не надо никого ставить на учет. Последовало распоряжение Президента: подготовить соответствующее решение. Плюс проработать тему применительно к городам. В самом деле, официальные представители по закону несут за несовершеннолетнего ответственность. Глядишь, удар рублем заставил бы более ответственно относиться к этой обязанности.

Тема воспитания — тоже одна из острых. Кто здесь должен играть первую скрипку: семья или школа? Александр Лукашенко советует все дискуссии на этот счет прекратить. Понятно, что семью никто не заменит. Что в классическом варианте задачу нужно решать сообща, в тесном взаимодействии. Но не скинешь со счетов и то, что далеко не все семьи идут на такое сотрудничество. А коль так, никуда не денешься, и Президент просит педагогов нынешних и будущих активно включаться в воспитательный процесс.

Проблемы подросткового алкоголизма и наркомании, распространение пресловутых спайсов — ни одна из самых жгучих тем не осталась за границами свободной дискуссии в БГПА. И что особенно ценно, разговор явно получился прикладным. Президент сообщил, что в скором времени он планирует созвать совещание на тему комплексного совершенствования системы образования. У этой работы много составляющих. Жизнь показывает, что в осовременивании нуждаются учебные программы, изменений требует практика отбора абитуриентов, школу надо развернуть так, чтобы она давала детям не только знания, но и научила их анализу. Поток информации сегодня и без того обильный со всех сторон. А вот отделить зерна от плевел — сродни искусству. В оптимизации нуждается и сама структура системы образования. Здесь, убежден Александр Лукашенко, скрывается немалый потенциал в том числе и для повышения учительских зарплат.

Задач много. Встречи, подобные прошедшей в БГПА, весьма явно указывают на направления, где стоит сосредоточить усилия в первую очередь. Подсказывают варианты действий. И в конечном итоге помогают принимать такие управленческие решения, которые нужны профессионалам. Поскольку исходят от них же самих.


Прямая речь

Трансляция велась во все педагогические вузы страны. Своими впечатлениями поделились студенты из регионов:

Татьяна Аначко, студентка 5–го курса факультета истории, коммуникации и туризма Гродненского государственного университета имени Янки Купалы:

— Остра тема сокращения сроков обучения в вузах. Я поступала на пятилетний. Нынешние студенты младших курсов будут учиться 4 года. Интересовалась программой. Ее сократили в основном за счет предметов, которые имеют непосредственное отношение к будущей профессии. Оставили те, которые работают на общее развитие. Правильно ли это?

Студентка 5–го курса факультета естествознания Могилевского государственного университета им. А.Кулешова Оксана Васильченко:

— Поддерживаю Президента: студенту надо проходить практику с 1–го курса. Находиться рядом с учителем и смотреть, как организуется учебный процесс. Да, на занятиях нам много о чем рассказывают. Но в итоге получается, что во время семестра работаешь на хорошую оценку в зачетке — не более. А потом приходишь в школу, и в жизни оказывается все не так просто, как думалось на лекциях.

Кирилл Крипа, студент 3–го курса юридического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы:

— Президент в своем выступлении поднял очень серьезную проблему: падение авторитета учителя. Можно говорить о том, что очень трудно поддерживать высокий статус профессии педагога в нынешнем обществе, настроенном на прагматичную волну. Но и сами учителя должны, мне кажется, работать на свой авторитет. Только от родителей и старших по возрасту родственников я знаю, что учитель может быть не просто аудиоверсией учебника, но и наставником, другом.

Илья Романчук, студент 3–го курса факультета инновационных технологий машиностроения Гродненского государственного университета имени Янки Купалы:

— Президент высказался предельно ясно: высшее образование дается не для того, чтобы толпы бывших студентов правдой и неправдой старались устроиться на работу в столице или областных центрах. Лично я рассчитываю окончить вуз и вернуться в родную деревню Деречин в Зельвенском районе. Я люблю технику, люблю сельское хозяйство, люблю работу на земле, животноводство. Это мое. А жизнь в деревне сейчас ничуть не хуже, чем в областном или районном центре.

Студент 5–го курса исторического факультета Могилевского государственного университета им. А.Кулешова Александр Марко:

— Когда приходишь в школу на практику, видишь: кругозор современных школьников гораздо шире того, что был у тебя в их возрасте. Сегодня, как подчеркнул Президент, мы находимся в широком информационном поле. Но в потоках информации, поступающих с экранов телевизоров, из газет, радио, из интернета, часто противоречивые сведения. И разобраться в них школьник сам не может. Ребята теряются — не могут определить для себя, что действительно верно. Их надо этому обучать — развивать мышление. Математика учит логике. Анализ информации — также логика. Надо найти какой–то междисциплинарный подход.

kryat@sb.by
Фото БЕЛТА
Советская Белоруссия №223 (24604). Суббота, 22 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Александр,Бобруйск
Как уже писал ранее,без классического базового начального образования толку не будет никогда! В реформировании образования не принимают участие профессионалы,тот же профессор Вишневский,например.Учителей в этом вопросе заменили чиновники.,а куда пропали наши академики??? Не слышно их и не видно! Предлагаю поставить вопрос ребром---нужны ли нам такие  на  первый взгляд важные структуры,как-то гороно и районо??? Есть ли у нас в стране,как было когда-то:кружок юного творчества,кружок юного натуралиста,  кружок технического творчества,шахматные---школьные,общегородские,а так же республиканский центр технического творчества или новых технологий? Отдельно выделю тему шахмат---необходимо,на мой взгляд,ввести новый предмет---шахматы,с первого класса---учит думать и помогает  принимать правильные решения(ходы)! Уроки труда убрать!
Учитель - это особый вид нищеты
Правильно  Александр заметили, такие структуры, как районо и гороно - уже давно себя изжили и без них школам будет легче функционировать, исчезнет коррупция в образовании, директора школ превратятся в самостоятельных руководителей, исчезнет куча бумаг, которые выдумывают местные чиновники от образования, чтобы подчеркнуть свою значимость. Про шахматы и шашки вы тоже написали правильно - это тоже спорт, а я добавлю - спортивные танцы. Все это нужно проходить на уроках физической КУЛЬТУРЫ!!!!
Сафонов Анатолий
Александр Марко правильно заметил, что Интернет - это большая мусорка, а наши дети, как бомжи не могут правильно пользоваться этой информацией. В курсе информатики при прохождении темы Интернет и глобальные сети, желательно бы было научить ребят разделять "мух и котлеты". Молодец парень! Такой молодой, а уже заметил важную деталь в системе воспитания. Желаю ему продержаться учителем столько, сколько продержался я, несмотря на все жизненные невзгоды. Призвание - хорошее подспорье в работе. С уважением.
Анатолий Николащенко, Минск
Почему гимназии, лицеи и репетиторы могут быстро и хорошо подготовить учеников по предметам, а школы -  нет? Не только потому, что там  другие учителя. Там  другие методы обучения.
А для чего же тогда все структуры Минобра, если они не распространяют этот опыт на всех?
Объем новых знаний растет  по прогрессии. Так что, и сроки обучения в школе должны расти соответственно? Нельзя объять необъятное!
Министерство со своими институтами для того и существует, чтобы в этих условиях дать максимум необходимого в кратчайшие сроки. А для этого нужна ранняя профориентация школьников (к 8-9 классу). А далее основной упор  сделать на предметы, необходимые для этой специальности. Остальные - по сокращенному курсу: в объеме рефератов.  
Проверить  это предложение легко на себе. Пусть учителя,  работники  структур Минобра, да и все желающие попытаются пройти проверку тестами по предметам , не связанным с их специальностью или деятельностью, благо они есть в интернете. Результаты нетрудно предвосхитить. Большинство участников не сможет набрать число баллов, необходимое для поступления. А это означает, что не все знания, полученные в школе, пригодились им в жизни и работе. Так зачем, будущего гуманитария учить во всех подробностях математике, физике. химии и наоборот. В век  интернета и все возрастающего числа программных средств школьников нужно учить  пользоваться  источниками знаний, а не заучивать напамять неимоверное число формул , дат, стихов и др. Вот грамотными должны быть все, да еще свободно разговаривать на одном, двух иностранных языках.
Nemo
Моя супруга преподаёт в школе информутику.
По поводу мудрейших указаний г-на Сафонова вспомнилась мне карикатура из советского журнала "Семья и школа" за 1957 или 1958 г.
Сидят на диване рядом бабушки и внучек - у бабушки в руках толстая тетрадь.
Она (бабушка, а не тетрадь) говорит внуку:
"А теперь, Ванечка, повторим ещё раз те слова, которые ты никогда не должен говорить".
По мудейшему из мудрых мнению г-на Сафонова я - Беляев Василь - вот сейчас ковыряюсь в мусорке по имени интернет??
Пусть он останется при своём мнении.
Сафонов Анатолий
Вы уверены, что после Интернета у ребенка будет "свое" мнение?  Вспомните, на первый раз, прописную истину, что из молодого, как из воска, можно "вылепить" что угодно. Я не намерен, чтобы "ваянием" моих учеников занимался Интернет в том смысле, котором понимаете это ВЫ....
Петр,пенсионер
Неужели не понятно,чем отличаются образованность от образования.В свое время я, курсант Высшего Инженерного Морского училища (не военного), мог на равных вести разговор со студентами московских гуманитарных  институтов   и не только со студентами,а по многим вопросам мог дать и фору будущим художникам,артистам,литераторам,особенно по общим вопросам развития искусства в СССР и за рубежом,а вы говорите зачем. Изучайте историю и обращайте внимание на высокую образованность наших некоторых предков,которые оставили заметный след в развитии нашего общества во всех сферах деятельности. Однобокость в получении знаний редко приносило плоды,Это подтверждается и ценностью советского образования,которое всегда отмечали на Западе,хотя и не признавали его,но с удовольствием принимали на работу наших инженеров,конструкторов ... за широту и объемность знаний и высокий личный интеллектуальный уровень.
Nemo
Я пошутил - или допустил опечатку - моя жена учит ребят информатике.
Многие учителя понимают это так, что надо учить детей быть грамотными юзерами.
Совсем без этих азов не обойтись - но она учит их программированию - и те, кто поступает в ВУЗ - любой - говорят, что там их учат тому, что они уже в школе прошли.
Учитель влияет на детей во время уроков - но жизнь обширнее уроков - и информатика есть такой предмет - в отличие от латинского языка - что его содержание бурно растёт, изменяясь при  этом  - и надо всё время быть внутри этого процесса постоянных изменений и усовершенствований - да ещё и дома хозяйство вести - жизнь супруги моей не легка и иногда я в сердцах говорю, что супруга варит СУП и РУГАет мужа - но юмор помогает нам - и мы живём по нынешним временам неплохо - тем более что с нами живёт дочь-программистка - а её заработок выше и заработка матери, и моей пенсии, вместе взятых.
В общем - не жалуемся - и еду по помойкам не собираем - а есть люди - берут - и я их не осуждаю - Боже упаси!
Надежда
Моя мама всю жизнь вспоминала  семейную пару  польских учителей (Западная Белоруссия). Для нее они остались эталоном Учителя. Культура во всем. В одежде. В отношении к друг другу, к  собственному ребеночку, к ученику, к его родителям. Одна забота у них  нести  польскую культуру в деревенские массы. И деревня  подтягивалась до этого уровня. А разве это учитель, когда после уроков  он идет ковыряться в навозе, кормить свиней, доить корову. Потому что иначе не выжить.  Вспомнился учитель физики, который на раме  велосипеда вез мешок комбикорма. Нам обоим стало неудобно. А что, надо кормить поросенка, дети в институте. Я его  понимаю. Не понимаю, почему у  учителя,  у которого  ученики сдавали в Вузы физику на отлично, для которого это была высшая награда и 1 сентября вся школа его с этим поздравляла, нет денег, что бы купить  столько свинины, сколько ему нужно?
ADest
Ученик, студент -это не сосуд, который надо наполнить, а факел который надо зажечь. Ну и вообще, ум хорошо устроенный лучше, чем ум хорошо наполненный.
Nemo
Студенты в нацистской Германии  маршировали в факельцугах - а также брали в руки факелы и подносили их к сваленным на площади в кучу и облитых бензином книгам.
А где жгут книги - там жгут и людей.
Было и это в Хатыни - Тростенце ...
Освенцим по-польски "осветим".
Осветили факельщики - "освятили" на века и века.
Ломать да жечь - легко - душа не болит.
Владимир, Антильские острова
Считаю что  пришло время бить в колокола. Что наш Президент и делает.Педагог , учитель, потерял свой авторитет и уважения. Такая  планка как доброта, отзывчивость,интелегентность-упала ниже плинтуса.  Сейчас учителей  штампуют  пачками. А результат  получается плачевный. От себя и от своей группы:"Беларусь -это МЫ", предлагаем сделать строгий приём в педагогические ВУЗы и в большинстве -по рекомендациям школ. Во время  учёбы в школе, уже учителям нужно отбирать учащихся для  педагогической профессии ...Только тогда будет толк и отдача.
Георгий
Анатолий, странное у Вас отношение к Интернету. Вообще-то принято считать Интернет  величайшим изобретением человечества. Восторгаясь
Александром Марко, Вы зачем-то приписали ему свое сравнение Интернета с мусоркой, а детей с бомжами.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?