Педагоги видят перспективу

Об итогах Республиканского педфорума

В китайской философии есть такая аксиома: нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю. Тема личности педагога и его престижа звучала на Республиканском педсовете особенно часто. На кадровые вопросы делали акцент и Президент, и министр образования, и многие участники форума. И все сходились в одном: как бы ни развивались технологии, какие бы программы и учебники мы ни печатали, последнее слово в воспитании подрастающего поколения всегда будет за учителем. Да, собственно, и большинство болевых точек нашего образования так или иначе увязаны с вопросом: как повысить эффективность работы педагогов?

«Проблема жалоб учителя на низкую заработную плату в будущем году должна быть снята», — лишь одно из списка поручений, прозвучавших на пленарном заседании. Причем речь не только о школе. Что скрывать, раньше одну из категорий работников образования — воспитателей детского садика — как бы выносили за скобки. Поэтому для детсадовских специалистов заявленные планы удвоить доход — новость особенно долгожданная и обнадеживающая. Правда, обсуждая в очередной раз зарплаты, участники педсовета в уме старались держать еще один важный нюанс: увеличить цифры в расчетниках — это совсем не значит поставить всех на одну ступеньку. Как и в любой профессии, работник работнику рознь, и по заслугам должны быть оплачены талант и любовь к делу.

Одной из самых обсуждаемых тем в учительской среде стало и репетиторство — серьезный вклад в семейный бюджет некоторых педагогов. Но нельзя не заметить и обратную сторону медали: зашкаливающая популярность подобных занятий на дому — еще и симптом болезненного состояния системы образования. Увы, тут надо признать, что платить за дополнительные часы родители нередко решают не из–за любви ребенка к предмету, а из–за недостатка (по разным причинам) полученных в школе знаний. Другое дело, что и тут доходит до абсурда: к репетиторам все чаще отправляются с начальных классов, а в роли таких помощников выступают педагоги, которые потом попадают в приемные комиссии и принимают у своих же подопечных вступительные экзамены, скажем, в гимназии. Министр образования Игорь Карпенко предложил свой рецепт: прописать в контрактах, что педагог обязан информировать нанимателя о занятиях репетиторством. Выход ли? И что получим в итоге? Это тоже дискуссионный вопрос.

Нынче двухдневный формат педфорума позволил уделить внимание широкому, как никогда, кругу вопросов — от новых учебников и шестого школьного дня до независимой аттестации девятиклассников и оценки знаний выпускников 11–х классов. И вот на уровне школьного образования больше всего критических стрел сыпалось в адрес гимназий. Что, впрочем, вряд ли стало для кого–то сюрпризом, ведь уже не раз звучало: далеко не все учебные заведения такого типа оправдывают возложенные на них надежды. Игорь Карпенко поделился таким наблюдением: из 210 гимназий на слуху лишь несколько десятков. А остальные? Дадут ли больше багаж знаний, чем, например, профили обычной школы?

Куда больше лестных слов получила сфера профессионального образования, у которой в последнее время, кажется, открылось второе дыхание. Делать ставку здесь решили не на количество, а на качество, поэтому сейчас вовсю идет процесс оптимизации. Этот термин, уже привычный для школ и колледжей, в ближайшем будущем может затронуть и университеты. За основу для вузовских перемен предлагают взять их профиль, чтобы в том числе уйти от дублирования подготовки по одним и тем же специальностям в университетах и колледжах. Такая практика, к слову, уже есть в учебных заведениях Минздрава, где выпускники ссузов и вузов дополняют друг друга.

Мозговой штурм у педагогов, думается, получился. И если в некоторых темах поставили как минимум многоточие (скажем, пятибаллка 1 сентября в школы точно не вернется), то в других, наоборот, появились запятые. К примеру, чего ждать от очередной вступительной кампании? Нон–стоп разговоры о разрыве между результатами ЦТ и баллами аттестата подтолкнули Минобразования к таким прогнозам: на некоторых специальностях могут появиться собеседования или дополнительные внутренние экзамены. Что ж, следим за новостями.

pasiyak@sb.by

Версия для печати
Георгий
Анатолий, а не проще при высоких достижениях, как вы называете ее, обычной школы изменить ее статус на гимназию.
АЮВ
Блажен, кто верует, - тепло ему на свете. Хе-кхе-кхе. Подленько смеюсь.  
Александр,53,Бобруйск
Если помните,я подробно расписал свои предложения по изменению школьных предметов обучения,вплоть до исключение из обучения некоторых и переходе на лекционное преподавание отдельных предметов,так и на слияние отдельных предметов,повторяться каких,не буду,однако. Так вот,ничего из мной предложенного не обсуждалось на этом форуме,как не обсуждался и тот момент,что педагоги по прежнему завалены школьной так называемой макулатурой--- планами,справками и прочей писаниной..... Подвожу итоги---практически бесполезно проведённое время на сие собрание,  потраченные впустую деньги на организацию и результат ближе к нулю,ноль без палочки........ Что касаемо зарплаты,то,как говорится,обещанного три года ждут,а ещё говорят-абяцанки цацанки,а дальше сами знаете........ Это обещание длится много больше 3-х лет,зато деньги на открытие ,,новых,, спорт-федераций находятся немедленно.
Александр,53,Бобруйск
всё пишу,что последний раз,последний раз пишу на эту тему,но тут последний пост был забанен,то попытаюсь ещё раз---  результаты форума не впечатляют по одной простой причине,что поговорили и разъехались,а макулатура для педагогов так и осталась,из всего,что я предлагал для реорганизации школьного процесса,не было озвучено ничего,а это означает,что всё остаётся по прежнему. Результаты форума признаю неудовлетворительными,крайне неудовлетворитель- ными,так не был решён основной вопрос о разгрузке учебной программы и кое-что ещё.
Сафонов Анатолий
Карпенко очень хорошо сказал про гимназии! А там, между прочим, учителя получают на 15% больше да и часов на изучение отдельных предметов дается больше. Считаю, что 15% должны платить не за статус гимназии, а за результат работы учебного заведения.
P.S.
Даже смешно становится, когда обычная школа с обычными детьми, которых не отбирали по знаниям, дает лучшие результаты, чем гимназия, где не только собираются "лучшие" ученики, но и "лучшие" педагоги. Я сторонник того, что все наши дети должны учиться по одной программе до 9-го класса и 15% должны платить не за статус учреждения, а за его достижения.  
Георгий
Анатолий, а не проще при высоких достижениях, как вы называете ее, обычной школы изменить ее статус на гимназию.
Александр,53,Бобруйск
Для всех видов школьных и выше экзаменов и испытаний необходимо создавать стрессовые ситуации,в том числе и уменьшением времени на само испытание,что позволит отбирать лучших из лучших,а создание тепличных и удобных условий для экзаменов и испытаний,в том числе для сочинений,изложений,контрольных работ,в том числе и на ЦТ,если таковое сохранится,а так же при поступлении в ВУЗы и академии устно,аль письменно,выдаст нам тепличных специалистов,которые без указки сверху сами ничего делать не будут и в этом я буду категоричен,однозначно. Стресс и только стресс отсеет слабых.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?