Возможна ли вечная молодость

Печать вечности

КОЛЛАЖ АННЫ ВЯЖЕВИЧ.
На днях ученый-геронтолог Обри ди Грей заявил, что человечество сможет решить главные экономические проблемы XXI века, если срочно придумает, как омолаживать людей. Посмеялся над ученым скептично настроенный участник нашей рубрики. Он утверждает, что естественный ход вещей неумолим. В резервные возможности человека продолжает верить его оппонентка, и открытия ученых в этой сфере ее вдохновляют.

Любопытно, мечтает ли о долгих летах наш справедливый рефери? Чья точка зрения ему покажется более справедливой в столь деликатном вопросе?

Место надо уступать

Точно не знаю, Виктория, сколько лет жизни намерил себе геронтолог Обри ди Грей. Говорят, он планирует жить вечно. Что ж, Майкл Джексон тоже когда-то пообещал радовать своих поклонников до 160 годков. Он мучил себя пластическими операциями и барокамерой, изводил специальными препаратами для омоложения, заключил контракт с крионической фирмой, чтобы заморозиться до лучших времен… Все это было зря: обмануть природу певец оказался не в силах. Думаю, то же самое ожидает очередного мечтателя, пусть даже отмеченного научными званиями и степенями. Этого интеллектуального вооружения маловато для того, чтобы воевать с естественными биологическими процессами вроде старения. Как по мне, это равносильно зароку никогда не посещать туалет, пардон. Мы так устроены, что вынуждены справлять физиологические надобности, расчесываться и чистить зубы, моргать и кашлять, а также, увы, стареть. Так что с этой стороны вопрос «возможно ли предотвратить старение в принципе?»  для меня однозначно закрыт. Ответ — нет. Другое дело, а нужно ли вообще пытаться решить эту проблему? Да и проблему ли? Ответ, по-моему, должен быть отрицательным. Попробую доказать.

Фантастические проекты такого рода уже будоражили умы человечества. Ученые пытались управлять ураганами и направлением течения рек, создавали гибрид человека и обезьяны, изобретали искусственные цунами и подземные танки… Все эти ноу-хау закончились одинаково — пшиком. Причем весьма недешевым. Теперь вот разные прожектеры замахнулись на самого могущественного и неумолимого противника — часовую стрелку. Ожидаю, что этот пшик станет самым громким. Время невозможно повернуть вспять. Казалось бы, ну что в этом плохого — немного помечтать? Да вроде бы ничего, если бы на это приятное занятие не тратилось безумное количество денег. В мире существует масса различных фондов и научных учреждений с гигантскими бюджетами, которые трудятся над пресловутой «таблеткой от старости». Чтобы тебе стало понятно, расходы одного только Национального института старения в США ежегодно составляют три миллиарда долларов. Неужели эти деньги некуда больше потратить? Разве уже побеждены рак и ВИЧ? Достаточно изучен коронавирус, чтобы справиться с ним по всей планете? Наконец, в мире сейчас банально голодают более 800 миллионов человек. Интересно, они тоже хотят продлить свои мучения до бесконечности или все-таки мечтают хотя бы раз поесть досыта?

«Мы не стареем, мы созреваем» (Пабло Пикассо, художник).

Я считаю геронтологические исследования вредными не только из-за их бессмысленности на фоне более насущных проблем. Они просто безнравственны по причине эгоистичности некоторой части человечества. Той самой, возжелавшей жить вечно. И ей теперь плевать на будущие поколения, которые придут на задыхающуюся от перенаселенности Землю. Место молодым достанется только на Луне, если не дальше… И вот тогда наступит мрачный период новых проектов — уже по искусственному сокращению численности человечества. Даже неохота фантазировать на эту тему.

Мне кажется, в центре геронтологических изысканий должно находиться не фактическое бессмертие людей, а лишь возможное продление деятельного, продуктивного периода их жизни, когда они способны приносить пользу всему обществу. Целая планета беспомощных стариков — это как-то не звучит. Да и пенсионные фонды не обрадуются такому обороту. Поэтому, я считаю, человеческая жизнь должна быть конечна, как бы печально это ни звучало. Место под солнцем следует освободить для молодых. А тем, кто так и не получит волшебную пилюлю вечной жизни, стоит последовать совету Эльдара Рязанова из его знаменитых стихов. Помнишь? «Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить». И зиму тоже.

А бессмертие легко обрести в детях. Или в своих произведениях, как это делают творцы, не дожидающиеся милости от геронтологов.

Роман РУДЬ

rud@sb.by

Еще немного, еще чуть-чуть

Ты так говоришь, Роман, как будто бы эгоизм это что-то плохое. Разве? Если бы не лень и не защита своих личных интересов, человек в своем развитии вряд ли бы так изящно продвинулся до той точки, в которой мы его сейчас наблюдаем. А за последние 100 лет продолжительность жизни увеличилась вдвое. По некоторым данным, к 2050 году число людей, переживающих 60-летний рубеж, превысит два миллиарда человек. Так что нет оснований не доверять ученым, в том числе несчастному Обри ди Грею, на которого ты обрушился. Профессиональный интерес к этой теме, безусловно, будет подогреваться и, надеюсь, подпитываться материально.

На мой взгляд, мы столько средств мимоходом ежедневно расходуем впустую, столько генерируем вокруг себя бесполезных вещей, что научные изыскания в области геронтологии на этом фоне выглядят весьма благородным занятием. Недавно порадовалась, узнав, что в нашем Институте физиологии, например, проводятся интересные работы по изучению поведения биологических объектов в космосе. Ученые моделируют специальные условия и смотрят, как там наши клетки себя чувствуют в космическом пространстве. Чтобы ты понимал, прекрасно себя чувствуют, делятся быстрее, а это значит, что в близких к невесомости условиях на нашем теле быстрее заживают раны, бодрее происходит регенерация. Собственно, о чем эти исследования? О поиске новых способов «спасти свою шкурку». Как известно, с годами больше всего беспокойств доставляет бренное тело, оно хуже отзывается на души прекрасные порывы. Клеточная терапия или создание искусственных органов на замену изношенным заметно продлевает жизнь. Ведь как говорил умница Станислав Лем: «Люди не хотят жить вечно, люди просто не хотят умирать». И если научные открытия помогают нам продлевать деньки, бороться со старением и возрастзависимыми заболеваниями, какую надо иметь тягу к саморазрушению, чтобы этому противиться?..

«Бессмертие — это надежда, которою следует себя обольщать» (Анатоль Франс, писатель). 

К счастью, твои представления о естественном ходе вещей больше не вдохновляют представителей IT-сферы. Ты правильно отметил, в геронтологию инвестируют все чаще и охотнее. Скажем, пару лет назад цифровой гигант Google вложил сотни миллионов долларов в научно-исследовательскую компанию биотехнологий, которая сосредоточилась на проблемах старения и возрастных болезнях, таких как нейродегенерация и рак. По ощущениям исследователей, представления о происходящих в нас процессах на клеточном уровне стали намного четче. Что ты называешь пшиком, непонятно: эксперименты ученых показывают, что достаточно простыми вмешательствами в работу генов можно заметно повлиять на ход вещей. «Исследователи уже сумели продлить жизнь лабораторным червям-нематодам в 10 раз, плодовым мухам — в 2 раза, мышам — в 1,7 раза», — сообщает геронтолог Алексей Москалев. Прогресс и технологии неумолимо приближают нас к тому, что такую болезнь, как старость, можно и нужно предотвращать, если ставить перед собой такие цели.

Вообще, ты меня сегодня шокировал, Роман. В моей практике композитор Василий Раинчик любил повторять, что сцена для молодых, но ты его переплюнул, заявив, что целиком планета — для молодых. Конечно же, никогда не смогу с этим согласиться. Помню, когда угасала моя бабушка, ей было к тому времени 86 лет, мы вели с ней часами беседы, и на мой вопрос «чего бы тебе хотелось, дорогая?», она неизменно отвечала: «Еще пожить». На мой взгляд, это самое заветное желание каждого здорового человека. И я верю в наши резервные возможности. Будем жить вечно!

Виктория ПОПОВА

viki@sb.by

Брейк!

Для меня исследования в области увеличения продолжительности жизни в последнее время все больше и больше приобретают оттенки популизма. Тем более попытки. Работа в этой сфере приобрела уже некую бизнес-форму, которая успешно эксплуатируется в коммерческих проектах: выделяется финансирование, проводятся непонятные эксперименты и т.д. Постарел — не беда, сейчас омолодим, плати только деньги! Как ни крути, сегодня средняя продолжительность жизни в развитых странах около 80 лет. Будучи убежденным материалистом, уверен: жизнь человеческую продлить можно, но пределы для этого природой выделены весьма ограниченные. Пришел твой час — никуда не денешься. Да, достижения медицины в последние десятилетия высоки. Поэтому в любом случае продлят тебе медики жизнь или, не дай бог, страдания еще примерно на три — пять лет — и все…

Уважаемая Виктория, зачем нам все это? Роман прав, есть естественный ход событий, устоявшийся на Земле несчетным количеством лет, какой смысл его нарушать? В конце концов, планета рассчитана не на бесконечное число жителей. Вы представляете, что будет, если каждый захочет хотя бы на пару десятков лет «задержаться» на этом свете? Я уже не говорю о вечной жизни, это вообще утопия. Будем прагматиками: как в таких случаях накормить всю планету, выплатить всем старикам пенсии, избежать эпидемий и нищеты?

Бороться за жизнь, здоровье и молодость людей надо. Но делать это следует не в шарлатанских лабораториях, а в реальности. И здесь нам всем совместно с государством необходимо постараться: лучше, чем высокий уровень жизни, средства для долголетия нет. Чистая экология, правильное питание, здоровый образ жизни — вот те средства, которыми можно смело пользоваться без ущерба для нашего мироустройства. Все остальное — от лукавого. Сегодня победа достается Роману — он оказался ближе к реальным оценкам.

Дмитрий ШАМКО

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter