Фото РЕЙТЕР.
Конечно, это заявление вовсе не случайно совпало с другой заметной презентацией: глава Еврокомиссии Жан–Клод Юнкер на этой неделе представил пять сценариев развития Европейского союза после выхода из него Великобритании по итогам брексита.
В этих сценариях действительно предусмотрен вариант, когда единство будет нарушено и интеграционные политические процессы придется заморозить. Тогда, по мнению Юнкера, надо будет выбрать что–то одно — либо торговлю, либо защиту границ, либо вообще Европу разных скоростей: кто хочет большего, тот делает больше.
Но при всем уважении к главе Еврокомиссии не только и не столько ему адресован молниеносный ответ Вышеградской группы. Не Юнкер здесь делает главную игру. Не будем забывать, что его кандидатуру на этот пост поддержала Ангела Меркель и, насколько я помню, во всех стратегических вопросах развития ЕС Юнкер придерживался линии Берлина. Вот и в этот критический момент, когда после выхода Британии надо решать, как Евросоюзу развиваться дальше, именно канцлер ФРГ первой публично высказала поддержку концепции «Европы двух скоростей». Она предоставляет каждому члену ЕС свободу в зависимости от собственных приоритетов и внутриполитических реалий присоединяться или не присоединяться к тем или иным интеграционным шагам.
Идея «Европы двух скоростей» станет частью более общей концепции развития Евросоюза, которую 27 странам предстоит выработать 25 марта на саммите в итальянской столице, посвященном 60–летию Римских договоров и будущему развитию ЕС.
Звучит красиво, но если вдуматься, что означает «разная скорость»? То, что есть передовые и отстающие страны. Те, кто занимает первое и второе, а то и третьеразрядное место. Обидно — и в первую очередь восточноевропейцам, которые посчитали, что они давно вскочили в «вагон первого класса». Но им предлагают занять места поскромнее. Это уже понял министр иностранных дел Латвии Эдгарc Ринкевич, который разочарованно заметил: «В какой–то момент мы окажемся в ситуации, когда решения некоего ядра государств станут несовместимыми с позициями остальных стран». А социал–демократический депутат Европарламента от Словении Таня Файон вообще опасается, что в «Европе двух скоростей» ее маленькая страна окажется задвинутой на задний план, так как она не сможет ничего противопоставить национальным интересам крупных членов ЕС или их группировкам.
В общем, восточноевропейцы решили объединиться, чтобы не пропасть по одиночке. Вышеградская группа приняла свою декларацию о будущем ЕС, где сказано, что любая модель будущего сотрудничества должна гарантировать интегральность, связность единого рынка, Шенгенской зоны и самого Евросоюза. По словам Беаты Шидло, предложения Вышеградской группы заключаются в «улучшении Европы», а не в размышлении над тем, будет ли она «меньше или больше».
Эту концепцию глава польского правительства вместе с коллегами из Вышеградской группы и намерена представить на встрече в Риме. Там она неизбежно схлестнется с более сильной ставкой Ангелы Меркель на концепцию «Европы двух скоростей». Наблюдатели называют это последней попыткой германского канцлера предотвратить распад Евросоюза.