Печать несогласия

Восточная Европа не хочет, чтобы за ее спиной разделили ЕС. Такой недвусмысленный сигнал послали главы правительств Вышеградской группы, то есть Венгрии, Польши, Словакии, Чехии. Польский премьер Беата Шидло прямо сказала: «Мы не согласны на разделения в ЕС и никогда не дадим на это своего согласия, поскольку это самый короткий путь к ослаблению Европы».

Фото  РЕЙТЕР.

Конечно, это заявление вовсе не случайно совпало с другой заметной презентацией: глава Еврокомиссии Жан–Клод Юнкер на этой неделе представил пять сценариев развития Европейского союза после выхода из него Великобритании по итогам брексита.

В этих сценариях действительно предусмотрен вариант, когда единство будет нарушено и интеграционные политические процессы придется заморозить. Тогда, по мнению Юнкера, надо будет выбрать что–то одно — либо торговлю, либо защиту границ, либо вообще Европу разных скоростей: кто хочет большего, тот делает больше.

Но при всем уважении к главе Еврокомиссии не только и не столько ему адресован молниеносный ответ Вышеградской группы. Не Юнкер здесь делает главную игру. Не будем забывать, что его кандидатуру на этот пост поддержала Ангела Меркель и, насколько я помню, во всех стратегических вопросах развития ЕС Юнкер придерживался линии Берлина. Вот и в этот критический момент, когда после выхода Британии надо решать, как Евросоюзу развиваться дальше, именно канцлер ФРГ первой публично высказала поддержку концепции «Европы двух скоростей». Она предоставляет каждому члену ЕС свободу в зависимости от собственных приоритетов и внутриполитических реалий присоединяться или не присоединяться к тем или иным интеграционным шагам.

Идея «Европы двух скоростей» станет частью более общей концепции развития Евросоюза, которую 27 странам предстоит выработать 25 марта на саммите в итальянской столице, посвященном 60–летию Римских договоров и будущему развитию ЕС.

Звучит красиво, но если вдуматься, что означает «разная скорость»? То, что есть передовые и отстающие страны. Те, кто занимает первое и второе, а то и третьеразрядное место. Обидно — и в первую очередь восточноевропейцам, которые посчитали, что они давно вскочили в «вагон первого класса». Но им предлагают занять места поскромнее. Это уже понял министр иностранных дел Латвии Эдгарc Ринкевич, который разочарованно заметил: «В какой–то момент мы окажемся в ситуации, когда решения некоего ядра государств станут несовместимыми с позициями остальных стран». А социал–демократический депутат Европарламента от Словении Таня Файон вообще опасается, что в «Европе двух скоростей» ее маленькая страна окажется задвинутой на задний план, так как она не сможет ничего противопоставить национальным интересам крупных членов ЕС или их группировкам.

В общем, восточноевропейцы решили объединиться, чтобы не пропасть по одиночке. Вышеградская группа приняла свою декларацию о будущем ЕС, где сказано, что любая модель будущего сотрудничества должна гарантировать интегральность, связность единого рынка, Шенгенской зоны и самого Евросоюза. По словам Беаты Шидло, предложения Вышеградской группы заключаются в «улучшении Европы», а не в размышлении над тем, будет ли она «меньше или больше».

Эту концепцию глава польского правительства вместе с коллегами из Вышеградской группы и намерена представить на встрече в Риме. Там она неизбежно схлестнется с более сильной ставкой Ангелы Меркель на концепцию «Европы двух скоростей». Наблюдатели называют это последней попыткой германского канцлера предотвратить распад Евросоюза.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter